Трудовая этика современных российских реиммигрантов
Страница
6
uot;. Выражения "организовывать себя" и "самоорганизация" в дискурсе реиммигрантов о трудовой этике означают применение человеком определенного рода навыков и умений по отношению к самому себе, для достижения согласия с самим собой и окружающим миром, т.е. для формирования собственной идентичности. Поэтому высказывания реиммигрантов, указывающие на способы достижения человеком согласия с самим собой и окружающим его миром, мы условно назвали "практиками самоконструирования". Практики самоконструирования современных российских реиммигрантов сопоставимы с аскетическими практиками "делания себя" (self-making) протестантов-предпринимателей периода становления западного капитализма, которые описывает в своей классической работе Вебер. Общей чертой современных российских реиммигрантов является их нацеленность на активность, успех в труде. Однако если трудовая активность протестанта-предпринимателя объясняется Вебером через этическую доктрину протестантизма, то ориентация реиммигрантов на успех в труде не имеет религиозного обоснования. Поводя итоги исследования трудовой этики современных российских реиммигрантов, можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, реиммигранты склонны к принятию на себя активной роли в формировании новой трудовой этики. Об этом свидетельствуют как ориентация реиммигрантов на "активно-достиженческие" ценности труда, так и значимость для них в практическом измерении темы "научения". Новизну трудовой этики вернувшихся на Родину наших соотечественников характеризуют отличные от остального населения России ценности труда, а также часто встречающиеся в высказываниях респондентов описания конфликтных ситуаций, возникающих между реиммигрантами и их российскими коллегами по работе. Во-вторых, обнаруживаемое в практическом измерении сходство между протестантской аскезой и практиками "самоконструирования" современных российских реиммигрантов позволяет говорить о возвращающихся на Родину наших соотечественниках как о носителях трудовой морали, схожей с этикой труда веберовского протестанта-предпринимателя, которая явилась основой западного капитализма. Однако такие качества российских реиммигрантов, как методичность, трудолюбие, чистота, организованность, не имеют религиозного обоснования. Кроме того, полученные результаты указывают на важное методологическое следствие - концепция "фоновых практик" помогает адекватно интерпретировать результаты изучения трудовой этики. Дело в том, что применение концепции "фоновых практик" в исследовании российских реиммигрантов позволяет установить новые сведения о специфике их трудовой этики по сравнению с данными, полученными при помощи мотивационного подхода. В частности, можно сформулировать гипотезу о том, что центральными для этической концепции труда реиммигрантов становятся практики "самоконструирования", которые существенным образом отличаются как от этических практик труда веберовского предпринимателя-протестанта, так и от практической морали труда работающих вместе с реиммигрантами российских соотечественников.
Перейти на страницу номер:
1 2 3 4 5 6