Обладателями классических советских брэндов являются многие банки, в частности Промышленно-строительный банк (ПСБ) - потомок известного Промстройбанка СССР. На первом этапе деятельности ПСБ имидж Промстройбанка СССР, а позднее Промстройбанка России, негативно влиял на этот петербургский брэнд. Компания потратила немало средств, чтобы отделить нынешний образ банка от прошлого. В целом эти мероприятия оказались результативными, но название продолжает мешать ПСБ при экспансии в регионы, где действуют локальные банки с промышленно-строительными именами.
Еще одним примером борьбы с собственным марочным названием стала компания "Росгосстрах", 75% акций которой три года назад были выкуплены инвестиционной компанией "Тройка-Диалог". По мнению участников рынка страхования, несмотря на огромные инвестиции в репозиционирование брэнда, сделанные новым владельцем, "Росгосстраху" не удалось окончательно отделиться от образа учреждения советского типа, который сформировался в сознании части потребителей.
Один из верхних пластов корпоративного брэнда занимает имидж руководителя компании. В силу специфики взаимоотношений участников рынка В2В, покупателю важно знать, кто несет персональную ответственность за совершаемые сделки и является их "мотором". Примеры из практики известных в мире компаний (Джек Уэлч в General Electric, Билл Гейтс в Microsoft) свидетельствуют о том, что положительный публичный имидж топ-менеджера нередко становится основой сильного брэнда.
В этом смысле некоторые российские компании преуспели - подчас клиенты не знают о корпорации-партнере ничего, кроме фамилии того, кто ее возглавляет. Такая особенность обусловлена тем, что на рынках пока действует ограниченное число участников. Это позволяет выстраивать деловые отношения на основе личных знакомств руководителей компаний. Важная роль, которая отводится лидерам бизнеса, укрепляет партнерские отношения и сокращает затраты на раскрутку брэнда. Но при этом возникает слишком сильная зависимость корпоративной марки от личности руководителя. "Для брэндов многих петербургских компаний смена топ-менеджера может иметь очень серьезные негативные последствия", - утверждает Татьяна Долинина, директор по маркетингу страховой группы "АСК-Петербург АСК-Мед".
С точки зрения формирования полноценной - многослойной марки, культ личности лидера, безусловно, вреден. "Характерной чертой рынка В2В является то, что в процесс принятия решения о покупке вовлечено много людей, - комментирует Леонид Чернигов, генеральный директор компании "Ракурс" (промышленная автоматизация), - поэтому компания-поставщик должна взаимодействовать с клиентом на уровне всех подразделений, а не только на уровне топ-менеджера и отдела продаж. Тогда круг ассоциаций, связанных с компанией, будет гораздо шире".
Стремление подчеркнуть свой стиль работы с клиентом ставит компанию перед необходимостью формировать корпоративную культуру - комплекс разделяемых всем персоналом компании ценностей, формальных и неформальных правил игры. Этот комплекс является важнейшей, и уже невидимой, составляющей В2В-брэнда. "Я не могу приказами заставить каждого менеджера и специалиста работать с клиентами так, чтобы у них сформировалось положительное отношение к нашему брэнду, - подчеркивает генеральный директор страховой группы "АСК-Петербург АСК-Мед" Лев Панеях. - Но я должен создать такую корпоративную культуру, чтобы иной подход к работе с клиентурой был невозможен". Примерно о том же говорит Кирилл Царев: "Важен не только профессионализм сотрудников, но также их личное отношение к брэнду своей компании. Оно должно являться частью имиджа компании".
Соответственно, главными задачами продвижения корпоративного брэнда становится формирование в сознании клиентов образа компании, отражающего ее уникальный характер - специфические подходы к бизнесу и обслуживанию клиентуры. Как считает директор по продажам компании Marvel (входит в тройку ведущих отечественных поставщиков компьютерной техники) Антон Черепахин, компания должна не только разработать собственную технологию работы с партнерами, но и красиво ее подать. Например, Marvel учредила специальную программу обучения своих дилеров - Marvel-MВA - и активно пропагандирует ее в деловом сообществе.
Впрочем, даже примеры размышлений о корпоративной культуре пока единичны на российских рынках, тем более рано говорить о том, что компании активно ее формируют и связывают с мероприятиями корпоративного брэндинга.
К сожалению для российского бизнеса, надо признать, что формирование всех организационных ценностей, включая корпоративную культуру, является непосредственной частью стратегического процесса. При отсутствии стратегии, корпорации вряд ли сумеют достичь серьезных успехов в брэндинге. "У нас возникает проблема размытости корпоративной марки, потому что пока невозможно четко определить сегмент рынка, в котором мы хотим работать, - признает Татьяна Долинина. - Сегодня рынок страховых услуг настолько пуст - на нем так мало потребителей, что сосредотачиваться на определенном сегменте просто невыгодно".
Добавим, что осуществление брэндинга на полупустом рынке требует особой осторожности: в случае ошибки компания не только рискует упустить дополнительную прибыль от освоения свободных ниш, но и лишает себя преимущества в долгосрочной перспективе. "Одна из серьезных ошибок позиционирования заключается в том, что компания формирует слишком узкую марочную идентичность, - объясняет Сергей Старов. - В будущем, если компания решит применить стратегию расширения границ использования своего брэнда, она может получить 'зауженную территорию'".
С другой стороны, конкуренция рано или поздно поставит участников рынков перед необходимостью четко выбрать сферу своей компетенции - уже сейчас некоторые игроки предпочитают путь узкой специализации. "До недавнего времени рынок промышленно-коммерческого строительства был почти пустым, - рассказывает руководитель службы PR генподрядной компании "СТЭП" Жанна Швыдкая. - Однако в связи с кризисом жилищного строительства многие игроки рынка массовой застройки начинают приходить в нашу сферу. На конкурентном рынке в выигрышном положении окажется игрок, брэнд которого в сознании потенциальных партнеров прочно ассоциируется с конкретной услугой". Чтобы подчеркнуть специализацию, руководство "СТЭПа" внесло изменение в название фирмы, добавив словосочетание "генподрядная организация".
Конкуренция не только заставляет игроков очерчивать границы использования своей марки, но и является главным фактором, стимулирующим развитие В2В-брэндинга в России. "На конкурентном рынке отсутствие сильных брэндов неизбежно приводит к ценовой войне, что, естественно, снижает прибыльность бизнеса всех участников рынка", - говорит Теймур Ахундов, начальник отдела по управлению брэндами пивоваренной компании "Балтика". Дополнительным фактором усиления конкуренции, как считает Сергей Кущ, послужит вступление России в ВТО, которое откроет наши рынки для иностранных компаний.