6. Конкуренция (в этом разделе должны быть описаны аналогичные проекты параметры их услуг и их рыночные доли. Цель – показать конкурентное преимущество предлагаемого проекта)
7. Цели и задачи проекта (отчетная дата и результаты, которые должны быть достигнуты к этому сроку)
8. Расчет потока доходов (консервативная оценка дохода проекта, учитывающая рыночный оборот, наличие конкурентов, существующие вознаграждения для посредников и т.д.)
9. Схема воплощения проекта (участники проекта, структура и схема управления, условия участия инвестора)
10. Риски (факторы риска и стратегия их снижения)
Вторая часть инвестпредложения должна описывать ресурсы, необходимые для исполнения проекта (структуру штата, даты приема сотрудников, имеющиеся кандидатуры; технико-технологические ресурсы, включая перечень компьютерной и иной техники; перечень необходимых информационных продуктов; перечень проводимых компанией рекламных акций). Отдельным пунктом необходимо указать расходы на специфическую экспертизу (например, в случае организации-аукциона необходима экспертиза партий товаров). Далее следует рассмотреть возможных партнеров и перечень работ, которые могли бы быть отданы на аутсорсинг.
Следующая часть инвестпредложения – это план работ, разумеется с указанием работ, с указанием времени, которое отводится для их исполнения, ответственных лиц и задействованных ресурсов. И, наконец, заключает предложение поквартальный бюджет новой компании.
Основное преимущество данного инвестиционного предложения его простота: с одной стороны предприниматель имеет возможность не обращаясь в консалтинговые агенства, что требует значительных финансовых затрат, с другой стороны, венчурные фонды получают стандартизованные предложения, что снижает трудозатраты на их рассмотрение.
Собственные средства организаций остаются основным источником финансирования инновационной деятельности. Основным внутренним источником инновационного финансирования инноваций является прибыль, получаемая от всех видов хозяйственной деятельности. Остающаяся после уплаты налогов прибыль может быть целиком использована организациями в виде вложений капитала в собственное развитие. Для высокорентабельных организаций это мощный источник привлечения инвестиций в форме самофинансирования, не приводящий к возникновению долговых обязательств. Однако при этом необходимо также учитывать, что из чистой прибыли образуются также фонды организаций: резервный, премиальный, социальный. В результате, используя чистую прибыль практически целиком в качестве источника инвестиций, фирма вынуждена отказываться от других направлений её использования, возможно даже от выплаты дивидендов акционерам.
Сам факт получения организацией прибыли представляет необходимое, но недостаточное условие инвестиционного самофинансирования. Необходим еще и её достаточный уровень. Так, что бы организация могла превращать в инвестиции, образуемые из прибыли, хотя бы 10% своего валового продукта, её чистая прибыль должна составлять не менее 20% от величины этого продукта. Такой уровень рентабельности следует считать минимально необходимым для инвестиционного самообеспечения.
Наиболее устойчивым и к тому же адресным источником инновационного самофинансирования предприятий являются амортизационные отчисления, которые в обязательном порядке в соответствии с установленными нормами амортизации начисляются на все виды используемых в производстве основных фондов и включается в себестоимость готовой продукции. Эти средства по определению должны использоваться предприятиями на возмещение износа основного капитала и потому обладают инвестиционной природой. Вместе с тем необходимо помнить, что амортизационные отчисления увеличивают издержки фирмы и, следовательно, цену готовой продукции, что неблагоприятно сказывается на спросе и объеме продаж. К тому же амортизационные отчисления можно относить к инвестициям с определенной степенью условности, так как они, как правило, не обеспечивают расширенного воспроизводства.
К внутренним инвестиционным источникам организаций правомерно также отнести паевые, учредительские и другие взносы, денежные и имущественные вложения, вклады учредителей и работников предприятий в виде, например, акций компании, товаров, используемых в качестве инвестиционных ресурсов. Такие вложения могут носить возмездный характер и требовать выплаты процентов, но от этого их инвестиционная сущность не изменяется.
Одним из основных внешних источников получения инвестиционного капитала в денежной форме являются средне- и долгосрочные кредиты банков. Банковский инвестиционный кредит обычно предоставляется организациям на фиксированный срок, под определенный процент и под определенное обеспечение, гарантии возврата. Однако в условиях нестабильной экономики России коммерческие банки и финансовые компании неохотно идут на предоставление долгосрочных кредитов, опасаясь их невозврата. Кроме того, банковские кредиты выдаются под довольно высокий процент, в связи с чем заемщики несут значительные потери, обусловленные длительностью периода инвестирования.
Инвестиционные кредиты, предоставляемые организациям со стороны финансово-кредитных организаций, представляют в мировой практике один из основных источников привлечения капитала. Этот источник особо удобен, если банк-инвестор предоставляет организации-заемщику возобновляемый кредит в виде так называемой «кредитной линии».
В России инвестиционное кредитование организаций со стороны коммерческих банков пока не получило должного распространения.
На Западе в качестве стратегических инвесторов часто выступают промышленные компании, встраивающие в себя то или иное перспективное подразделение. Спрос же российских промышленных предприятий на технологии, о чем говорилось несколько выше, недостаточен для того, чтобы они выступали как стратегические инвесторы. В силу всех названных сложностей бизнес-модель недавно возникших российских венчурных компаний строится с учетом невозможности выхода.
Неопределенность стратегии выхода является ключевым элементом общей стратегии проекта, приводит к увеличению срока проекта. Хотя столь длительные сроки не отвечают динамике мирового инвестиционного рынка, сегодняшней ситуации у инвесторов нет четкой стратегии выхода[6] и им приходится соглашаться на более длительные сроки осуществления инвестиций, чем на западном рынке. В США и в Европе обычный срок инвестиций составляет от трех до пяти лет, а с распространением новых технологий эти сроки стали еще короче.
Длительность сроков связана еще и с тем, что в России больше времени уходит на разработку и доводку необходимой технологии. Ученые не привыкли решать коммерческие задачи и в сжатые сроки разрабатывать необходимые рынку продукты, а инновационных менеджеров катастрофически не хватает.
Все эти факторы сводят к минимуму приток инвестиций в российские технологии. Учитывая, что в России меньше конкуренция капитала и существенно ниже стоимость поднятия проекта западные инвесторы заинтересованы в том, чтобы найти недорогую готовую технологию в России, развить разрабатывающую компанию, а затем вывезти проект на Запад с целью привлечения более широких инвестиций.