Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают некоторую инерционность в развитии. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые соответственно будут сдерживать либо даже корректировать возможности реализации новых стратегий. Поэтому необходимо закладывать обязательства по их выполнению в процессе осуществления новых стратегий.
Вывод по третьей главе. Степень зависимости от внешней среды оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков и покупателей ее продукции, что она невольно делает выбор стратегии, исходя только из возможностей наиболее полного использования своего потенциала.[2]
Выделяют четыре группы стратегий развития бизнеса:
1) стратегии концентрированного роста,
2) стратегии интегрированного роста,
3) стратегии роста,
4) стратегии сокращения.
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно и выявим основные различия между ними.
Первую группу эталонных стратегий составляют стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо же перехода на новый рынок. Конкретными стратегиями этой группы являются:
1. стратегия улучшения позиций на рынке,
2. стратегия развития рынка,
3. стратегия развития продукта.
Для этой группы стратегий характерны большие маркетинговые усилия.
Ко второй группе эталонных стратегий относятся такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением бизнеса фирмы путем добавления новых структур. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста:
- стратегия обратной вертикальной интеграции,
- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
Отличительная черта – приобретение либо усиление контроля над поставщиками или структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем.
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса является стратегия роста. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор данных стратегий:
· рынки для осуществления бизнеса оказываются в состоянии насыщения,
· могут быть сокращены потери от налогов,
· может быть облегчен выход на мировые рынки,
· могут быть привлечены новые квалифицированные служащие.
Основными стратегиями диверсификационного роста являются:
· стратегия централизованной диверсификации,
· стратегия горизонтальной диверсификации.
Они базируются на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов.
Четвертой группой являются стратегии сокращения. Они реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.
Выделяют четыре типа стратегии целенаправленного сокращения бизнеса:
· стратегия ликвидации;
· стратегия «сбора урожая»;
· стратегия сокращения;
· стратегия сокращения расходов.
Вывод по четвертой главе. Данные стратегии применяются, как правило, к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может еще принести доход. Необходимо отметить, что в реальной практике организация может одновременно реализовывать несколько не противоречащих друг другу стратегий.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что из себя представляет процесс стратегического планирования, какие стратегии может выбрать организация в той или иной ситуации? Это позволяет сделать следующие выводы по данной работе:
· стратегическое планирование – это составная часть управления организацией, оно начинается с определения его миссии. Затем формируются цели и критерии ее достижения. Достижение целей должно довести к получению результатов, которые следует рассматривать в привязке к временным, пространственным, ресурсным и логическим рамкам. Цели и результаты реализуются при помощи стратегии и стратегического планирования.
· при стратегическом планировании следует учитывать не только характер принимаемых решений и предпринимательских действий на будущее событие, но и обратное влияние – влияние будущих событий на планируемое решение и действия.
· планирование является необходимым и полезным инструментом, используемым при формировании и реализации стратегии. Стратегическое планирование обеспечивает целостность, преемственность и последовательность в принимаемых решениях деятельности и функционировании организации в целом.
Планирование стратегий позволяет распознать потенциальные сценарии развития событий и принять меры по реализации желательных сценариев развития событий и уходу от неблагоприятных сценариев.
Таким образом, можно сделать общий вывод: стратегическое планирование играет огромную роль в жизни любой организации и подчас помогает ей выжить.
[1] Мескон М.Х. Основы менеджмента» гл.5 Планирование стратегии организации.
[2] Виханский О.С. Менеджмент, гл.4 «Выбор стратегии фирмы»