Введение
Современные процессы информатизации, ориентированные на обеспечение необходимого уровня информированности, распространяются на различные сферы общественной деятельности. В связи с этим широко используются информационные системы.
Информационные системы (ИС), с функциональной точки зрения, понимаются как системы, предназначенные для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей в рамках принятия решения в различных сферах деятельности. Т.е. ИС представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, которая снабжает работников различных уровней управления информацией для реализации управленческих функций. С технологической точки зрения, ИС реализуют информационные технологии в предметных областях.
Под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации.
В теории проводится классификация ИС в зависимости от степени (уровня) автоматизации:
- ручные (все операции по переработке информации выполняются человеком);
- автоматизированные (часть функций (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть – человеком);
- автоматические (все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека).
В результате длительных попыток создания систем, работающих в режиме полной автоматизации, разработчики пришли к выводу, что все информационные системы должны проектироваться как автоматизированные, потому что только при участии человека системы способны длительно и успешно (адекватно) функционировать. В современной практике информатизации под ИС понимаются автоматизированные информационные системы (АИС). Это не просто комплекс информационно–программно-технических средств, а системы, в которых главным звеном является человек, обрабатывающий информацию (для исследований, проектирования, управления) с помощью средств автоматизации (информатики, компьютеризации, связи), позволяющих снизить его трудозатраты, повысить надежность и оперативность обработки информации.
Актуальность данной темы связана не только с ужесточением конкуренции среди предприятий, стремящихся на базе введения новых ИС (ИТ) повысить свою конкурентоспособность, но и с растущим предложением различных программно–технических разработок.
Экономическая эффективность ИС
Информация – самое ценное достижение человечества. Информация помогает нам жить. Информационные системы дают нам шанс на то, чтобы выжить. На сегодня можно сказать, что получение новых данных и знаний является основной задачей человечества. Люди непрерывно накапливают данные и знания, но проблема состоит в том, чтобы все это переработать и полезно использовать. Для этого и предназначены ИС.
Развитие компьютерной индустрии обозначило два основных направления: аналитические вычисления, а также сбор и обработка информации. Появление ИС, основным назначением которых является решение отмеченной проблемы, явилось ответом компьютерной индустрии на требования мира бизнеса.
В последнее время, все больше руководителей начинают отчетливо осознавать важность построения на предприятии корпоративной информационной системы, как необходимого инструмента для успешного управления бизнесом в современных условиях. Причем, сегодня проявляется тенденция использования ИС на небольших предприятиях, компьютерные сети которых насчитывают от силы несколько десятков компьютеров.
Корпоративная информационная система (КИС) – это совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы с установленным и настроенным программным обеспечением, которое, в рамках современных информационных технологий, охватывает бизнес-стратегию предприятия с целью принятия оптимальных управленческих решений.
Бизнес-модель – это описание субъекта хозяйствования, как сложной открытой системы, в рамках которой отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Форма представления бизнес-модели и уровень её детализации определяются целями моделирования и субъективной оценкой эксперта.
Экономическая эффективность ИС - сопоставление результатов использования информационной системы с затратами на ее внедрение и эксплуатацию. Сопоставимость затрат и результатов предполагает их представление в денежной форме.
При оценке экономической эффективности ИС будем исходить из того, что целью деятельности субъекта хозяйствования является оптимизация финансового результата, в отличие от бюджетных организаций, для которых данный принцип выполняется не всегда.
Общепринятым на сегодняшний день измерителем финансовой деятельности, является показатель акционерной стоимости предприятия. Таким образом, экономическая оценка ИС должна исходить из влияния ИС на акционерную стоимость компании.
Под понятием «оценка экономической эффективности информационной системы» понимается процесс, включающий в себя понимание, определение и измерение того, насколько полезным в экономическом плане является или явилось внедрение ИС для предприятия. При этом экономическая полезность рассматривается обычно как денежный эквивалент того, насколько изменились доходы/расходы предприятия в результате инвестирования в ИС.
Под методом оценки эффективности ИС подразумевается способ или набор средств проведения полной оценки ИС. Они могут состоять как из формальных, так и неформальных процедур; при этом под неформальными понимаются не основанные на цифровых данных, быстрые (преимущественно субъективные) процедуры оценки, а под формальными - более объективные, рациональные, базирующиеся на недвусмысленных данных механизмы оценки.
Как известно, внедрение современных ИТ - дело дорогостоящее. Функционирование компаний в рыночной среде требует как минимум анализа экономических последствий, а еще лучше - оценки экономической эффективности того или иного шага преобразования системы управления компанией.
Оценка экономической эффективности ИС - сложная и трудоемкая работа, требующая не только технических, но и экономических навыков. Только сочетание этих двух составляющих может привести к достоверному результату проводимого анализа.
Продвижение на рынке ИС в условиях современной конкуренции невозможно без предоставления результатов оценки ожидаемой эффективности системы. Кроме того, существующая статистическая оценка успешности внедрения систем управления предприятием характеризуется неудачей внедрения от 40 до 70 % случаев.
Специалисты в области разработки, внедрения и сопровождения ИС должны обладать навыками проведения предварительной экспертизы проекта. Они должны уметь вести постоянный мониторинг системы на соответствие внедряемых технологий стратегии развития предприятия. Процесс соизмерения затрат и достигаемого за их счет эффекта должен быть именно «процессом», т.е. итерационной процедурой, проводимой на протяжении всего этапа разработки и внедрения проекта, результат которой способен повлиять на дальнейшее продолжение проекта.