рефераты по менеджменту

Семейный бизнес или что такое хорошо, что такое плохо

Страница
1

Семейный бизнес или что такое хорошо, что такое плохо

Разговор о семейном бизнесе можно вести с разных точек зрения. Одни считают, что работа и семья - вещи несовместимые в принципе, другие полагают, что совместная работа людей сближает еще сильней, чем родственные связи. Можно спорить и с той, и с другой точкой зрения, но, очевидно, все дело в персоналиях. Одну семью общий бизнес может развалить, другую, наоборот, укрепить. Нам бы хотелось посмотреть на семейный бизнес с деловой позиции. При беглом взгляде на фирму, ключевые должности в которой занимают родственники, вряд ли можно найти какие-либо серьезные отличия от других организаций. Все отличия внутри. Но давайте по порядку.

Что называем семейным бизнесом

Все существующие на сегодняшний день семейные бизнесы можно условно разделить на два вида, первый – хаотично и спонтанно созданные предприятия (характерно для России), второй – существующие много лет и уже переданные по наследству успешные компании. Они отличаются друг от друга так же, как … малый бизнес от крупного. Мы исходим из того, что если компании уже 100 лет, то за это время она как минимум покинула нишу малого и микробизнеса, не раз попадала в руки непрофессионального менеджера-наследника, и, как следствие, сейчас управляется наемными менеджерами. В молодых и небольших семейных бизнесах управленцы и собственники, как правило, - одни и те же люди. Мы будем говорить лишь о предприятиях, относящихся к первому виду: они наиболее распространены в России и имеют свои ярко выраженные особенности.

Предпосылки к созданию семейного бизнеса

Каждое предприятие имеет свою историю создания. Российская действительность сама подсказывает нам основные причины появления семейного бизнеса. Например, потеря работы, скажем, мужем и женой, уже работающим в одной организации. Банкротство, расформирование, плановое сокращение кадров. Они оба разбираются в той области, которой занимались и, не желая вновь искать общего работодателя, решают начать свое дело. Это может быть практически любое предприятие, способное действовать с персоналом в 2-3 человека – небольшое кафе, салон красоты, торговая точка, кадровое агентство, турфирма и т.д. Другой случай - например, глава семьи начинает свое дело и затем подключает своих родственников, подрастающих детей и т.д. Здесь существует ярко выраженный лидер – руководитель, а остальные родственники вовсе необязательно занимают руководящие должности. Вообще небольшому семейному бизнесу свойственно нечеткое обозначение должностных полномочий. Другими словами, каждый работник выполняет самые разные обязанности, так как понимает, что он работает на общее дело и не пререкается с “начальством” по этому поводу. Описанные примеры зарождения семейного бизнеса, пожалуй, самые распространенные, но все они по сути своей “случайны”. Намного реже семейный бизнес создается с нуля осознанно, запланированно, согласно достигнутым ранее родственниками договоренностям. В этой ситуации оговариваются доли в будущем предприятии, и появляющаяся фирма практически ничем не отличается от любой другой, которую создают партнеры. Разница лишь в том, что раз партнеры – родственники, то и доверия к ним больше.

Основа семейного бизнеса

Сильные стороны семейного бизнеса

В основе семейного бизнеса лежит, конечно, доверие. Столь актуальное для России, где, как известно, “воруют”, причем зачастую у собственного же работодателя. В родственнике всегда больше уверенности, чем в пришедшем по объявлению сотруднике. Даже если выбор делается в пользу родственника, зачастую непрофессионала, свои риски небольшое предприятие снижает значительно. Риск недополучения прибыли по причине непрофессионализма сотрудника всегда менее важен для небольшой фирмы, чем риск понести убытки от деятельности “свеже-нанятого” жуликоватого специалиста. Поэтому семейный бизнес всегда стремится поставить на ключевые должности своих людей, несмотря на то, что им приходится получать знания и навыки уже в процессе работы и учиться на своих ошибках. Таким образом, основа семейного бизнеса, в ряде случаев становится его же слабой стороной.

Для становящегося предприятия есть еще одно преимущество в его “семейственности”. Родственники в расчете на общую будущую прибыль готовы работать бесплатно или за небольшую плату. Похожая ситуация складывается при взаимодействии неродственных партнеров. Они тоже могут на благо фирмы работать бесплатно, но за эту работу каждый хочет получить свою долю фирмы. С родственниками этот вопрос решается проще – жена не будет требовать от мужа юридически закрепленной доли в фирме, то же можно сказать и про детей. Вообще вопрос “дележа” так остро не стоит: если семейный бизнес начал создаваться, значит, участвующие в нем родственники, как минимум умеют договариваться и верят, что смогут также легко решать эти вопросы и в дальнейшем. Другое дело, что эти ожидания бывают ошибочными, но так можно сказать про любые наши ожидания.

Слабые стороны семейного бизнеса

Можно ли выявить слабые позиции семейного бизнеса? Да, первый и, пожалуй, самый важный с точки зрения управления бизнесом недостаток – непрофессионализм сотрудников. Редкий случай, чтобы все участвующие в работе предприятия родственники были хорошими специалистами в необходимых фирме областях. Идеальное положение вещей – грамотный директор, профессиональный бухгалтер, ответственные и квалифицированные сотрудники, при этом все члены одной семьи – практически невозможно. В семейные компании практически всегда берут “своих” в расчете на их будущее развитие вместе с компанией, конкуренты же в это время берут профессионалов, и начинается борьба бизнеса “на доверии” с бизнесом “на профессионализме”. Итог этого противостояния определяется уровнями профессионализма и доверия в компаниях-конкурентах.

Еще одна слабая сторона семейного бизнеса заключается во взаимоотношениях внутри коллектива. Если дома коллектив превращается в семью, то на работе коллектив называется кадрами, и родственные связи не всегда идут ему во благо. Если нанятого сотрудника руководитель может довольно легко обвинить в непрофессионализме, то родственник никогда и не назывался профессионалом и сказать ему, что он занимает не свое место, не каждый директор сможет. Общение внутри родственного коллектива облегчается многолетними связями, но тем же самым и усложнено. Неудачно подобранная формулировка может разрушить не только компанию, но семью. В этом плане семейные отношения негативно сказываются на деловом общении, в критических ситуациях это особенно заметно.

Типовой семейный бизнес

Выявить типовой семейный бизнес несложно. Главные критерии – возможность начать работу с небольшим количеством сотрудников и не узкоспециализированный вид деятельности. Первое необходимо для любого начинающегося бизнеса - мало кто стартует со штатом в 20 человек. Второе – важная особенность семейного бизнеса, так как редки случаи, когда несколько членов семьи одновременно являются специалистами в какой-либо узкой области, скажем, ракетостроении, и готовы начать в ней собственное дело. Поэтому самые популярные у семейных предпринимателей кафе, магазины, салоны красоты, небольшие, фактически ремесленные, производства, фермерские хозяйства и т.д.

Развитие семейного бизнеса

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту