Финансовые индикаторы:
совокупные активы
совокупные активы на сотрудника
доходы к совокупным активам
доходы на сотрудника
доходы от новых продуктов
прибыль к совокупным активам
прибыль на сотрудника
Индикаторы по клиентам:
количество клиентов
доля рынка
средний оборот на клиента
среднее время, затраченное на взаимоотношения с клиентом
индекс лояльности клиентов
индекс удовлетворенности клиентов
Индикаторы процессов:
своевременная доставка
рост производительности
административные расходы
оборачиваемость складских запасов
время подготовки производства
стоимость административных ошибок
прямые контакты с клиентами
Индикаторы обучения и роста:
текучесть кадров
время на обучение
среднее время отсутствия
ежегодные затраты на обучение на человека
индекс удовлетворенности сотрудников
Так называемый "баланс" в концепции Сбалансированной системы показателей имеет многоплановый характер, охватывая связи между финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности предприятия.
С целью облегчить представление большого количества информации были разработаны некоторые приемы. На рис. 2 представлен пример стратегической карты.
Стратегическая карта
Создание стратегической карты - необходимый шаг для определения перспектив, целей и показателей, а также причинно-следственных связей между ними.
Стратегическая карта позволяет донести до отдельных подразделений и сотрудников организации их роль в реализации стратегии. Стратегические карты могут быть созданы на любом уровне управления, и каждый уровень будет иметь возможность видеть свое место на общей стратегической карте. В таблице 2 рассмотрен пример декомпозиции корпоративных целей до уровня команд и отдельных сотрудников [5].
Стратегическая "тема" - это группировка одинаковых целей и их показателей результативности. Она дает возможность сделать общую стратегию более понятной. Использование стратегических "тем" также позволяет снизить объем информации. Стратегия организации может иметь несколько стратегических "тем", с целями и показателями эффективности достижения этих целей. В таблице 3 показана проработка трех "тем" - стратегических направлений на различных стадиях развития организации. Не смотря на то, что направления работы остаются постоянными, конкретное выражение каждой "темы" меняется.
Показатели стратегических финансовых направлений | |||
Стадия |
Стратегические направления | ||
Рост дохода и расширение структуры деятельности |
Сокращение издержек и увеличение производительности |
Использование активов | |
Сбор "урожая" |
Показатель роста объема продаж в сегменте рынка Процент дохода от продаж нового продукта или услуги новым клиентам |
Доходы/персонал |
Инвестиции (процент продаж) Исследования и развитие (процент продаж) |
Устойчивое состояние |
Доля целевых клиентов Перекрестные продажи Процент дохода от нового использования уже существующего продукта Прибыльность продукта и клиента |
Собственные издержки против издержек конкурентов Сокращение издержек Косвенные издержки (процент продаж) |
Коэффициент ликвидности оборотного капитала (денежный цикл) ROCE по основным категориям активов Коэффициент использования активов |
Рост |
Прибыльность продукта и клиента Процент неприбыльных клиентов |
Себестоимость единицы (единицы производства, сделки) |
Окупаемость Производительность |
Концепцию ССП часто неправильно понимают только как средство группировки ключевых показателей деятельности в рамках четырех проекций, в которых показатели финансового состояния попросту дополнены нефинансовыми показателями. Показатели, конечно, являются важной частью концепции ССП, но они не отражают полностью ее суть.
Концепция подразумевает фокус на стратегиях и их делении на стратегические цели. Эти цели содержат в себе детальное отображение различных аспектов стратегии. При интеграции индивидуальных целей между ними могут быть выявлены причинно-следственные взаимосвязи. Полный набор целей отображает стратегию. Каплан и Нортон рассматривают следующие аспекты [3]:
Четкое формулирование стратегии
Передачу стратегии внутрь всей компании
Согласование стратегии компании с целями персонала
Связывание целей с годовым бюджетом
Идентификацию и согласование стратегических инициатив
Выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок стратегии
В рамках ССП необходимо различать показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки мощностей машин и оборудования). На практике внимание менеджеров обычно фокусируется на показателях первой категории.
Таким образом, Сбалансированная система показателей дает возможность руководителям связать стратегию компании с набором показателей, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой.
Основное назначение Системы заключается в усилении стратегии бизнеса, ее формализации, проведении и донесении до каждого сотрудника компании, обеспечении мониторинга и обратной связи с целью отслеживания и генерации организационных инициатив внутри структурных подразделений.