Когда разминка закончилась, гость должен сказать, что сейчас вкратце опишет предмет беседы. Здесь нужно уложиться в две минуты. И затем (например, при помощи фразы «Есть ли у вас вопросы?») передать инициативу собеседнику. Так завязывается деловой разговор.
Работодатели нанимают тех людей, которые могут выполнять именно ту работу, которая им поручена. Чтобы выяснить, кто перед ними, что это за люди, работодатели используют краткие резюме или описания трудовой деятельности, анкеты, письменные тесты, медицинские заключения, просительные письма, проводят собеседования или интервью с кандидатами на вакантное рабочее место.
Краткое резюме с описанием трудовой деятельности, с одной стороны, анкеты и бланки, с другой — это два пути достижения одной и той же цели: дать работодателю письменное свидетельство квалификации, своих деловых качеств.
Персональное резюме
Практически во всех контактах, которые вы стремитесь установить, будь то заявление или запрос по рекламе, ваше резюме и предварительное сопроводительное письмо будут определять, состоится или нет ваша встреча с потенциальным работодателем. Как умело на бумаге «подать себя», зависит только от вас. Вы должны помочь своему нанимателю положительно «просветить вас изнутри», не имея возможности знать вас лично. Назначение резюме — привести вас к встрече с нанимателем через «просвечивание бумаги». На просмотр резюме затрачивается не более двух-трех минут. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработало. Ваша цель — добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.
Как же составить персональное резюме? Составить так, чтобы ваша уникальность не подвергалась никаким сомнениям со стороны работодателя.
Существует два способа подготовки кратких резюме о трудовой деятельности. Способ подготовки резюме зависит от того, насколько опыт и уровень квалификации работника соответствуют характеру работы, на которую он претендует. Можно начать с описания характера работы или (второй вариант) — в порядке обратной хронологии — со своей базовой подготовки. Независимо от того, какой из подходов используется, следует придерживаться таких рекомендаций:
• быть как можно точнее в формулировках и помнить, что неточное описание выполнявшихся в прошлом обязанностей может дать о вас столь же неопределенное впечатление;
• опишите, каких результатов вы добились на своем прежнем рабочем месте. Если вы были руководителем проекта по повышению производительности, по снижению издержек производства, по подбору кадров или по достижению какой-нибудь еще цели, скажите об этом в своем резюме;
• резюме надо напечатать, используя стандартный шрифт. Напечатанное резюме во всех случаях предпочтительнее рукописного, хотя не все работодатели оговаривают это;
• объем резюме ни в коем случае не должен быть более двух страниц;
• обязательно прочитайте образец резюме па предмет устранения орфо рафических и стилистических ошибок;
• используйте копировальную технику только самого высокого качества и хорошую белую бумагу для размножения образца.
Резюме с хронологическим порядком написания состоит из следующих основных блоков [16, с. 37]:
А. Личные данные (имя, адрес, телефон).
Б. Цель (не обязательно, по желательно): краткое описание того, на получение какой работы и почему вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2—3).
В. Опыт работы (обычно в обратном хронологическом порядке; эта часть — основная, соблюдайте пропорциональность, поскольку чрезмерное расширение одной ин4юрма-ции за счет другой настораживает).
Г. Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме); для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы если и есть, то менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, участие в научно-исследовательской работе.
Д. Дополнительная информация (не обязательно, но желательно): владение иностранными языками и компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если это тесно связано с желаемой работой).
Помимо хронологического порядка изложения этапов своей трудовой деятельности может быть принят также функциональный, или аналитический, как его еще называют, подход, в рамках которого может найти более точное отражение проблема квалификационного роста, творческих способностей работника и т.п.
Преимуществом функционального подхода к подготовке резюме для потенциального работодателя и, следовательно, для успеха вашей кампании за получение рабочего места являются ясность и очевидность. По такому резюме работодатель может немедленно определить, соответствует или не соответствует работник тем обязанностям, которые ему предстоит выполнять.
Воспользуемся примером:
Господину Ерёмину Александру Николаевичу Руководителю планово-экономического отдела фирмы «Старт» 440041, Пенза, ул. Пролетарская, 15
Уважаемый господин Ерёмин!
Согласно сообщениям в отраслевых изданиях, фирма «Старт» планирует расширение производства путем внедрения усовершенствованной линии изготовления спичек. Фирма является бесспорным лидером на рынке производства спичек в нашей стране, и я был бы счастлив попасть в такую прекрасную команду.
Будучи руководителем отдела дизайна небольшой спичечной фабрики «Омега", я разработал образцы продукции для поточной линии производства спичек, которая обеспечила фабрике рентабельность на уровне 31% к себестоимости продукции. Такой уровень рентабельности поточной линии был достигнут впервые. Кроме того, мною разработан дизайн упаковки для нашей продукции, внедрение этой новой упаковки позволило на 14% увеличить объем продаж в розничной торговле.
Я хотел бы добиться не меньших результатов для фирмы «Старт». Имея двенадцать лет стажа в области производства спичек и их упаковки, я могу быть весьма полезен в отделе дизайна Вашей фирмы. Я позвоню на следующей неделе, чтобы договориться об удобном времени для встречи.
Искренне ваш, Павел Сергачев Дата
Сергачев Павел Владимирович 440047, Пенза, ул. Тамбовская, 9, кв. 96
Резюме — это ваша рекламная визитная карточка. Помните, что ваша задача заключается в том, чтобы побудить его получателя перейти к следующей стадии — получению СУ (автобиографии) или рекламного буклета, если речь идет о вас как о частном предпринимателе [5, с. 67].
Постарайтесь быть оригинальным при составлении текста письма. Если же вы будете следовать всем известным формулировкам и употреблять шаблонные фразы и навевающие скуку предложения, то работодатели могут не проявить к нему никакого интереса.
Как сделать так, чтобы ваше письмо выделялось из общего потока корреспонденции? Составляя письмо с просьбой о приеме на работу, необходимо иметь в виду следующие соображения:
• сделайте его небольшим и по существу. Пятистраничные эпистолы исключаются. Максимум шесть—семь кратких абзацев — вполне достаточно;