Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
На конец июля 2002 г. численность безработных в России составляла 5,45 млн. человек, уровень безработицы – 7,6% экономически активного населения. За январь-июль 2002 г. численность безработных уменьшилась на 738 тыс. человек.
Уровень безработицы в России, рассчитанный по методологии Международной организации труда, к концу нынешнего года может вырасти с 7,6% до 8,6% экономически активного населения, несмотря на прогнозируемый рост экономики.
Численность зарегистрированных безработных к концу года составит нескольким более 1,3 млн. человек, или 1,8% экономически активного населения.
Такие данные приведены в обзоре, подготовленном министерством экономического развития и торговли России.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ
Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:
1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Рис. 3.1. Направления государственной политики на рынке труда.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
§ объекту воздействия (общие и специализированные меры);
§ источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
§ прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
§ косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.
Типы государственного воздействия на занятость:
§ пассивный: социальная помощь незанятому населению;
§ активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.
В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятости населения. Ее основная задача состоит в повышении эффективности функционирования рынка труда за счет распространения информации о рынке труда.
Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основные принципы работы российской службы занятости населения соответствуют международной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5 тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальных ведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда и социального развития России (рис. 3.2).
|
| |||||||
Рис. 3.2. Приоритетные направления служб занятости.