Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.
Часть 2
Расчет дискриминации на рынке рабочей силы
Дискриминация на рынке труда – различие в зарплате работников, производительность труда которых одинакова.
Разделение трудоспособных агентов:
1. предпочтительная группа
2. непредпочтительная группа (зарплата ниже на 20-30%)
Зарплата женщин равна:
Количество женщин в коллективе:
Количество мужчин:
График. Дискриминация на рынке труда
Зарплата коллектива:
MRPL коллектива включает:
1. Сумма налогов
2. Зарплата
3. Прибыль, направляемая в резервные фонды
Предельный продукт труда превышает производительность труда, если
Зарплата меньше
Наем одного работника принесет фирме прибыль =
Расчет уровня безработицы в РФ (0,8 от экономически активного населения)
Данный показатель не превышает стандартного уровня безработицы, установленный в размере 10 %. Построение графика уровня безработицы (как следствие разрыва между ценой и предложением действий антирыночных сил – профсоюзов)
Заключение.
В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников перечисленными в пункте 2.1 способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.
В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.
Также в этой работе я попытался выяснить, какие различные формы и системы заработной платы существуют и используются в сфере рынка труда. Далее, я затронул вопрос о том, как та или иная ставка заработной платы влияет на процесс производства, а если говорить точнее, то, как меняется спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. В результате этого получилось, что использование повременной и сдельной заработной платы в сочетании с участием рабочих в прибылях предприятий, а также, с учётом динамики налогов и рыночных цен, является определяющим фактором, который определяет производство прибавочной стоимости и уровень капиталистического производства.
В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
[1] Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.
[2]Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 1996г.
[3] Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический журнал», №11-12, 1998г
[4] «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г
[5] «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г