5-й этап. Ввиду наличия большой стратегической взаимосвязи между бизнес-направлениями в портфеле компании руководство «Атласа» из всех рассмотренных альтернативных моделей выбрало модель стратегического управляющего холдинга, для чего решили создать управляющую компанию и выделить в структуре «Атласа» бизнес-единицы. Приоритет в выделении бизнес-единиц было решено отдать рыночной сегментации. Иначе говоря, за каждой выделенной в структуре компании бизнес-единицей закреплялась ответственность за определенный рыночный сегмент -B2B, B2C или оптовых потребителей канцелярской продукции.
Несмотря на всю внешнюю простоту вопросов, решаемых на данном этапе, компания столкнулась со следующими дилеммами:
- следует централизовать функцию закупок на уровне управляющей компании и обеспечить экономию на масштабе операций либо децентрализовать функцию закупок между направлениями «Розничная торговля канцелярскими товарами и книгами в сегменте B2С» и «Розничная торговля канцелярскими товарами и книгами в сегменте B2B», обеспечив таким образом им полную самостоятельность и гибкость в принятии решений;
- следует централизовать функцию логистики на уровне управляющей компании и обеспечить экономию на масштабе операций либо децентрализовать функцию между направлениями?
По итогам анализа руководство решило децентрализовать функцию закупок и централизовать функцию логистики, предоставив бизнес-единицам право пользоваться услугами сторонних компаний по транспортировке и логистике.
6-й этап. На последнем этапе руководство компании для каждого направления в бизнес-портфеле определило долгосрочный план мероприятий и назначило ответственных за их выполнение. Также был подготовлен ряд документов, в том числе «Стратегия компании», которые потом были использованы при поиске и переговорах с потенциальными инвесторами.
Таким образом, четкая работа на каждом этапе разработки стратегии компании позволит получить документ, в котором будут сформулированы основные стратегические направления развития компании на ближайшие несколько лет.
Заключение
Кратко резюмировав изложенные в курсовой работе положения, обозначим основные из них. Так в чём же сущность и роль корпоративной стратегии?
Как говорилось выше, корпоративная стратегия является общим планом управления для компании. Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании. Данная стратегия создается руководителями высшего звена.
В качестве примера корпоративной стратегии на уровне Российской Федерации можно назвать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[5]. Она является общим планом управления страной, распространяется на всю её территорию, охватывая все направления деятельности.
Корпоративная стратегия направлена на нахождение способов и методов утверждения диверсифицированной компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также действий и подходов, способствующих улучшению деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания. В этом и состоит её главная роль для компании. Так, цель разработки Концепции развития РФ - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Согласно стратегии вышеупомянутого документа, утвержденного правительством, на Среднем Урале к 2020 году средняя зарплата будет составлять 54 тыс. руб. в месяц, а на одного жителя будет приходиться более 33 кв. м жилья. Через 12 лет Россия должна выйти на 5-е место в мире по уровню доходов на душу населения по паритету покупательной способности. Доходы при этом вырастут по сравнению с уровнем 2008 года более чем в два раза - до 30 тыс. долл. А уже к 2030 года этот показатель должен достигнуть 50 тыс. долл. на человека.
Стратегической целью концепции является создание в России привлекательного образа жизни и инновационного общества и выход России на позиции глобального лидера. В случае реализации инновационного, социально - ориентированного сценария уровень среднего класса в России к 2020 году должен превысить 50% населения против 20% в настоящее время. Продолжительность жизни увеличится не менее чем до 75 лет, производительность труда возрастет кратно, в некоторых отраслях в четыре раза, энергоэффективность экономики снизится как минимум в два раза. Россия должна стать лидером в 5-7 высокотехнологичных отраслях на мировом рынке, то есть занять 5-10% в определенных сферах, в том числе в ракетно-космической отрасли, авиационной, информационной и образовании.
Помимо сущности и роли корпоративной стратегии, как на уровне компании, так и на уровне государства, в данной курсовой работе были также изучены и проанализированы этапы и принципы разработки данной стратегии.
Процесс разработки корпоративной стратегии компании включает шесть этапов:
1. Постановка стратегических целей.
2. Выделение бизнес-направлений.
3. Оценка перспективности бизнес-направлений.
4. Формирование бизнес-портфеля компании и разработка альтернатив развития.
5. Определение полномочий управляющей компании (центра корпоративного управления).
6. Формализация разработанной стратегии.
На каждом этапе необходимо придерживаться конкретных правил и принципов, но общими руководящими для всех будут следующие:
1. Открытость и готовность слушать и слышать.
2. Вовлечение в разработку стратегии ключевых сотрудников компании.
3. Единство планирования и исполнения.
Разработка корпоративной стратегии предусматривает четыре вида действий.
· Действия по достижению диверсификации.
· Шаги по улучшению общих показателей работы в тех отраслях, где уже действует фирма.
· Нахождение путей получения синергического эффекта среди родственных хозяйственных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество.
· Создание инвестиционных приоритетов и перелив ресурсов корпораций в наиболее перспективные области
Самое важное – необходимость комплексного подхода к разработке корпоративной стратегии предприятия. Выработанная стратегия должна быть направлена не на реализацию единичных, хотя и очень важных мероприятий, помогающих решать отдельные, не связанные между собой задачи, она должна увязать все действия и планы фирмы в согласованный пакет, обеспечивающий достижение главнейших целей компании.
В ходе выполнения курсового проекта цель была достигнута – определена сущность и изучены руководящие принципы корпоративной стратегии предприятия. Была разработана корпоративная стратегия для компании «Атлас», занимающейся продажей канцелярских товаров. Данная стратегия позволит увеличить объём продаж в 6 раз (с нынешнего уровня в 20 млн. долл. в год стоимость компании в 2014 году вырастет примерно до 400 млн. долл. США).