Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на вершине власти, но и тех, кто находится на среднем и более низком уровне. По мнению Дж.Пейджа, под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и “коллективное лидерство”, и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование.
По словам Р.Такера, “лидерство есть указание направления, которое в конечном счете нацелено на действие”. Но оно будет эффективным и реальным только в случае, если “указание” имеет смысл применительно к данной ситуации.
Механизм же политического лидерства представляет собой систему регуляторов деятельности политика, обеспечивающую не только легальность его действий, но и соответствие их принятой в обществе системе духовных ценностей.
Говоря о политическом лидерстве как об особом и значительном типе власти, нужно сказать, что особенность эта состоит в том, что эта власть осуществляется по широкому кругу вопросов и проблем. Политические лидеры осуществляют свою власть над сферой, включающей в себя международные дела, оборону, экономическое и социальное благосостояние граждан.
Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени:
- личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы его выдвижения;
- характеристики последователей;
- отношения между лидером и последователями;
- контекст, в котором имеет место лидерство;
-результат взаимодействия между лидером и его последователями в определенных ситуациях. [11]
При таком рассмотрении процесса политического лидерства на первый план выступают отношения лидера с последователями. Поэтому не случайно некоторые авторы считают отношения “лидер - последователи” доминирующим фактором, определяющим лидерство.
В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента :
1. Индивидуальные черты лидера.
2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает.
3. Ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.
Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Но если властные позиции и роли, являющиеся объективной основой политического лидерства, относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаются радикальным изменениям, то личностный, персональный компонент лидерства более текуч и подвижен.
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. Оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно - компенсаторские функции, позволяет подавлять либо преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. Определенные психологические потребности также подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей.
Политическое лидерство существует на трех социальных уровнях, где выполняет различные функции :
1. На уровне малой группы, объединенной политическими интересами. Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организовывает действия группы, предъявляющей к личности лидера определенные требования. Лидерство этого уровня присуще всем обществам.
2. Лидерство на уровне политических движений в контексте притязаний на власть конкретных социальных слоев, связанных общностью политических интересов, основанной на одинаковом социальном статусе, а не узкогрупповыми интересами. В этом случае лидерство выполняет не только интегративную, но и прагматическую функцию. Первые два уровня характеризуют власть в любом обществе, независимо от формы государственного устройства и являются по существу проявлением феномена лидерства в политике как одной из сфер общественной жизни. Лидером второго уровня может быть как потенциальный диктатор, так и будущий реформатор демократической ориентации.
3. Лидерство политическое как способ организации власти в условиях существования гражданского общества, разделения властей, а также дифференциации социальных слоев на основе экономического положения и соответствующего самосознания.
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Политическое лидерство, как механизм интеграции общества создается создается не только посредством правовой регламентации деятельности политики, но и морально - психологическими регулятивами. Судьба политики зависит от поступка, за который он не обязательно несет ответственность, но он может стоить ему карьеры.
В качестве специфического социального института политическое лидерство обнаруживает себя по мере реализации следующих функций:
1. Интегративной ( интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе,, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).
2. Координационной ( корреляция деятельности трех властных институтов ( парламента, суда, администрации) с принятой в обществе системой регулятивов, с общественным мнением).
3.Прагматичной (превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.
С точки зрения содержания принято выделять следующие функции:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3. Социальный арбитраж и патронаж, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс, упрочение эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти.
5. Инициирование обновления, генерированние оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества.
Политическое лидерство как сложное социальное явление неоднородно по типологии. Типы политического лидерства строятся по следующим признакам :
1. Четкость политической цели, провозглашаемая в программных заявлениях лидера, ясность для населения проводимых мер по ее реализации.
2. Наличие собственных подходов к решению политических проблем, самобытность лидера.
3. Особенности взаимоотношений лидера и его соратников, методы руководства, используемые лидером.
Предлагается следующая типология политических лидеров: