· Когда я сильнее всего ощущаю себя способным?
Отвечая на эти вопросы, по сути, можно консультировать самого себя. Ответы могут вскрыть то, что мешает быть по-настоящему влиятельным. Ответив на эти вопросы вместо рассматриваемого мной руководителя, я пришел к выводу, что его уровень влиятельности находится на среднем уровне. И это скорее не вина самого руководителя. Просто в корпорации управление отличается сильной децентрализацией. Отсюда руководители имеют маленькую свободу действий, а значит и власть. Вторая причина состоит в том, что в современной России все еще не до конца понимают решающую роль маркетинга в успешной деятельности любой организации. Отсюда, должность маркетолога носит скорее номинальный характер и не обладает реальной властью.
Понимание особенностей управленческого труда
Понимание особенностей управленческого труда заключается в понимании механизма мотивации работников, в наличии современных и уместных представлений о роли руководителя. Руководитель, который понимает особенности управленческого труда, должен как можно чаще задумываться над принципами управления, хорошо знать идеи относительно стилей руководства, подвергать сомнению модные увлечения в области теории управления, уметь создавать позитивную рабочую атмосферу, хорошо знать свой стиль руководства и менять его в зависимости от ситуации и т.д.
Мне кажется, что анализируемый мной руководитель не обладает достаточным пониманием особенностей управленческого труда. Главную причину я вижу в том, что у моего руководителю не достает теоретических знаний, он руководитель-практик. Я уверен, что он даже не слышал, что имеются какие-либо стили руководства.
Наличие навыков руководства
Во многих организациях есть роль, которая больше, чем все прочие, объединяет мир высшего руководства с миром рабочих людей; это роль руководителя. У этой должности могут быть разные названия, но ее характеристики остаются одинаковыми вне зависимости от того, какую организацию мы рассматриваем.
Поскольку навыки руководителя требуются каждому, кто отвечает за организацию эффективной работы людей, наше определение подходит для всех уровней управления. Навыки руководства можно упрощенно определить следующим образом:
1 . Анализ своей роли.
2. Определение рабочих задач для других людей.
3. Передача полномочий и ответственности.
4. Вознаграждение эффективной работы.
5. Умение справиться с трудными людьми. Каждому из этих навыков можно научиться, его можно развить.
Из недостатков руководителя, которого я рассматриваю, я бы отметил, что он не умеет или не хочет делегировать полномочия (выше я уже это отметил). Второй недостаток в том, что его власть сильно ограничена через централизацию управления, он не может эффективно вознаграждать своих подчиненных.
Умение обучать
ОБУЧЕНИЕ КАК КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ
Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал. Развитие людей - это ключевой элемент управленческой эффективности, который позволяет получить следующие результаты:
q Рост заинтересованности и воодушевления работника.
q Более высокие результаты работы.
q Появление кандидатов на выдвижение.
q Увеличение жизненной энергии и создание благоприятного климата.
q Постоянное повышение стандартов.
Вы, вероятно, заметали, что некоторые из этих пунктов отражают влияние развития на моральный климат и жизненный тонус, не затрагивая непосредственно производственные показатели. Этот важный аспект управления обычно недооценивается. У многих людей противник находится внутри них самих, негибкость и разочарованность лишают их уверенности в себе и сил. Личное и профессиональное развитие - это хорошее средство от эмоционального истощения. Менеджер, который развивает людей, тем самым увеличивает их энергетические ресурсы, а также повышает эффективность их труда.
МЕНЕДЖЕР - ПО СОВМЕСТИТСЛЬСТВУ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Во многих организациях есть штат профессиональных преподавателей, которые дают советы, ведут учебные курсы и распределяют людей по внешним программам управления и развития. Однако профессиональное обучение - это отдельная тема, и мы не будем ее сейчас обсуждать. Нас же интересует, что могут сделать управленцы-практики для развития своих преподавательских навыков, среди которых можно выделить:
1. Создание благоприятной среды для личного роста.
2. Умение оценить индивидуальные потребности.
3. Умение консультировать.
4. Способность извлекать уроки из опыта работы.
В каком-то смысле каждый руководитель является по совместительству преподавателем, который постоянно развивает людей. Исходным материалом для обучения становятся текущие производственные вопросы. Никто не ожидает обнаружим у менеджеров навыки профессиональных преподавателей, но зато они обладают одним уникальным преимуществом в обучении: все, что происходит на работе, реально. Подлинное развитие должно находить отражение в росте каждодневной производительности. И старший по должности среди присутствующих может внести очень важный вклад в это. Думаю, что по этому качеству мой руководитель отвечает самым высоким требованиям.
Способность формировать коллектив
По мере того как организации и задачи становятся сложнее, менеджеры обнаруживают, что для достижения результатов и поддержания трудового энтузиазма нужно повысить эффективность работы своих коллективов. В последние годы нам удалось четко выделить признаки эффективно работающих коллективов и научиться выражать их доступными словами. Чтобы удержать неизменно высокие показатели работы коллектива, сегодняшний руководитель нуждается в эффективных организационных навыках. Эти навыки можно разбить на четыре категории:
1. Выявление возможностей по созданию рабочих коллективов.
2. Роль лидера коллектива.
3. Повышение зрелости коллектива.
4. Преодоление ограничений, препятствующих эффективной работе коллектива.
ПОНИМАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Коллектив потенциально может добиться гораздо большего, чем каждый из его членов отдельно. Несмотря на это, коллективам часто не удается задействовать даже малую часть своего потенциала. Обычно приходится наблюдать, что взаимодействие в коллективе безжизненно, направлено на защиту. Не приносит удовлетворения, запутанно и не эффективно. Этот недостаток дорого обходится любой организации, потому что эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и доводят дело до конца, невзирая на трудности.
Многие руководители имеют слабое представление о потенциальной ценности коллективного подхода, ведь им лично приходится отсиживаться на столь многих собраниях, и когда всему коллективу предлагалось участвовать в принятии решений, то этот процесс продвигался вперед медленно, как улитка. Вместе с тем коллективная работа может открыть огромные возможности. Коллектив однажды назвали самым мощным орудием, известным человеку. Он потенциально является невероятным стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду. Менеджеры создают коллективы в силу нескольких причин: