Таблица 1
Баланс интересов
Заинтересованные лица предприятия-поставщика | Типичные требования или запросы |
Потребители |
Качество продукции и ее цена, соотношение цена/качество |
Сотрудники |
Карьера и (или) удовлетворение работой |
Владельцы |
Финансовые показатели деятельности предприятия |
Субподрядчики |
Возможность непрерывной предпринимательской деятельности |
Общество |
Ответственное управление предприятием-поставщиком |
Международные стандарты семейства ИСО 9000 сосредотачивают свои рекомендации и требования на удовлетворении потребителя.
Семейство международных стандартов ИСО 9000 делает различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции – требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции. Стандарты семейства ИСО 9000 написаны в форме задач системы качества, которые предприятию предстоит выполнить. Данные международные стандарты не описывают, как достичь решения этих задач, но представляют такой выбор руководству предприятия.
Согласно 1-й прагматической аксиоме Деминга любую деятельность, в том числе и все виды деятельности, встречающиеся в работе организации, мы должны рассматривать как технологический процесс. В работе организации эти процессы взаимодействуют сложным образом, образуя систему или сеть процессов. Впервые предложил рассматривать организацию как систему процессов К. Ишикава в начале 80-х годов. Международные стандарты семейства ИСО 9000 законодательно закрепили такой подход. Они основываются на понимании того, что всякая работа выполняется как процесс (рис. 3).
| |||
Рис. 3. Деятельность организации как процесс
Каждый процесс, преобразуя некоторый объект труда, имеет вход и выход. Выход – это продукция, материальная и нематериальная, которая является результатом процесса. Выходом процесса может быть, например, документ, программный продукт, химическое вещество, банковская услуга, медицинское оборудование или промежуточная продукция (полуфабрикат) любой общей категории. В ИСО 9000 выделяется четыре общие категории продукции:
Ø оборудование (технические средства);
Ø интеллектуальная продукция (средства), под которым понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий в себя информацию, выраженную через средства поддержки; интеллектуальная продукция может быть как в форме программ для компьютера, так и в форме концепций, протоколов или методик;
Ø перерабатываемые материалы, под которыми понимается материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние; перерабатываемые материалы могут представлять собой жидкость, газ, специфические материалы, слитки, прутки или листы; перерабатываемые материалы поставляются обычно в барабанах, мешках, цистернах, баллонах, канистрах, по трубопроводам и т.д.;
Ø услуги.
Входом процесса может являться материальная или нематериальная продукция или природное сырье.
Процесс, преобразуя объект труда, добавляет его стоимость. Каждый процесс включает определенным образом ресурсы, в том числе трудовые. На входе и выходе процесса, а также в различных фазах процесса могут проводиться измерения. Требования к системам качества в соответствии со стандартами ИСО 9000 могут быть применены ко всем четырем категориям продукции. Пожалуй, важнейшим моментом ИСО 9000 является то, что требования к системам качества по существу одни и те же для всех общих категорий продукции, различаться могут лишь детали административного построения и управления системами да терминология.
На рис. 4 представлены отношения поставщика с субпоставщиком и с потребителем в цепочке поставки продукции (любой из 4-х общих категорий). Следует учитывать, что потоки продукции и информации, отображенные на рисунке, также представляют собой процессы. Общее руководство качеством достигается через управление процессами в организации.
Управление процессом включает:
Ø определение целей и желаемых результатов процесса;
Ø определение необходимых ресурсов, в том числе трудовых, для выполнения процесса;
Ø определение методов и средств выполнения процесса;
Ø управление использованием ресурсов, которые выделены для осуществления данного процесса, включая мотивацию персонала;
Ø наблюдение за ходом процесса, анализ результатов его выполнения и коррекция хода процесса.
Рис. 4. Потоки продукции и информации в цепочке поставки
ИСО 9000 рекомендует строить управление процессами по двум направлениям:
Ø через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции и информации;
Ø через качество продукции и информации, протекающих внутри структуры.
В ИСО 9000 предполагается, что каждая организация существует для выполнения работы по добавлению стоимости продукции. Работа выполняется посредством сети процессов. Структура этой сети является достаточно сложной, поскольку большинство процессов взаимодействует между собой.
Любая организация – многофункциональна. К основным функциям организации относятся:
Ø производство продукции;
Ø проектирование продукции;
Ø управление технологией осуществления процессов;
Ø маркетинг;
Ø подготовка кадров;
Ø руководство трудовыми ресурсами;
Ø стратегическое планирование;