Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению «держать слово», добиваться таких результатв деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Без этого, разумеется, управленческая деятельность невозможна, а отношение к руководителю, даже если оно было исходно позитивным, быстро меняет свой знак – как со стороны подчиненных, так и со стороны других руководителей.
Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность может восприниматься и как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности в ответственности. Она, в свою очередь, тесно связана с мотивацией достижения и высоким развитием потребности в самодетерминации своего поведения. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми.
Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное «давление сверху» - со стороны вышестоящих инстанций. Если он не обладает достаточно устойчивыми внутренними ресурсами, способными противостоять этим «верховым» и «низовым» давлениям, то управление приобретает черты хаотичности, а стиль управления трансформируется в попустительский. Давая на первых порах некоторые иллюзорные выгоды, такая позиция очень негативна в средне- и долгосрочной перспективе. Наоборот, именно независимые, так называемые «неудобные» руководители могут вначале трудно приниматься коллективом и вступать в конфликты с вышестоящими инстанциями. Но в конечном итоге они добиваются значительно больших результатов.
Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества – социабельности. Это – способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов. Она имеет многочисленные проявления, начиная от позитивного восприятия контактов как таковых и кончая искусством строить межличностные и профессиональные отношения, эффективно влиять на других. Важность этой способности для руководителя определяется тем, что она лежит в основе коммуникативной и организационной функций. Они, как было показано в предыдущих главах, являются «сквозными», «связующими» - т. е. основными во всей структуре управленческой деятельности.
Рассмотренные качества и характеристики, являясь безусловно важными для обеспечения эффективности управленческой деятельности, в то же время не исчерпывают собой всего перечня качеств и способностей, необходимых для нее. В теории управления существует множество такого рода перечней, более или менее подробно описывающих состав характеристик руководителя. Теснота связи и степень взаимопроникновения управленческих способностей друг в друга выражена настолько, что к их структуре с полным правом можно применить выражение «все состоит из всего» - каждая отдельная способность, фактически, является эффектом объединения многих иных способностей и качеств личности.
Глава 2. Практическая часть
В этой главе хотелось бы рассмотреть роль руководителя в организации на примере «Лицея-интерната «Буревестник».
О «Буревестнике»
Лицей «Буревестник» был образован в июле 1999 года постановлением главы администрации города Владивостока с целью создания максимально благоприятных условий для развития творческого потенциала учащихся в первую очередь из социально незащищенных слоев населения.
Также лицей ориентирован на одарённых детей Приморского края, желающих получить хорошие знания и повышенную подготовку по интересующим предметам.
С момента основания лицея была налажена тесная связь с Дальневосточным государственным техническим университетом. Лицей входит в состав «Учебно-научно-инновационного комплекса» ДВГТУ (университетская модель). Между ДВГТУ и лицеем «Буревестник» существует договор о научно – техническом сотрудничестве. В рамках договора составлен план совместной работы. Кроме преподавателей лицея, занятия с учащимися ведут сотрудники профессорско – преподавательского состава университета. Налажена тесная связь с институтами и кафедрами университета. Ежегодно, в рамках профориентационной работы, на базе лицея проходят встречи директоров институтов с лицеистами.
За время своего существования лицей успешно справлялся со своей задачей, поднимая образовательную подготовку каждого слушателя до уровня, необходимого для успешного поступления в вуз.
В настоящее время лицей является одной из крупнейших структур довузовской подготовки в стране.
В лицее ведётся подготовка учащихся 9, 10, 11 классов. Образовательный процесс осуществляется по четырём направлениям:
Выбор направления обучения в лицее обусловлен желанием самих учащихся и их родителей. Опытные педагоги и психологи совместно с администрацией лицея помогают учащимся в профессиональном самоопределении. С этой целью в лицее проводится анкетирование и профориентационное тестирование учащихся, посещение кафедр университета, а также встречи с ведущими учеными и директорами институтов ДВГТУ.
В течение года работают научные общества:
- математическое
- физическое
- историческое
- экологическое
Проводятся факультативные занятия по этикету, основам предпринимательства, краеведению, черчению, высшей математике.
Лицей работает в режиме интерната, где ребята проживают в течение шестидневной рабочей недели. На выходные учащиеся уезжают домой.
В лицее обеспечивается пятиразовое питание, существует чёткий распорядок дня, который помогает оптимально распределить время.
На территории «Буревестника» разместились два жилых корпуса, здание школы, административный корпус с тренажерным залом, стадион. В отдельном здании – столовая, актовый зал, кафе.
В лицее работают 26 педагогов, большинство из которых имеет высшую и первую квалификационную категорию. Развернута социально-психологическая служба.
Для выявления стиля руководства, которого придерживается директор «Буревестника», было проведено анкетирование (Приложение 1). В ходе него стало понятно, что руководитель обладает смешанным стилем – либерально-демократическим.