рефераты по менеджменту

Редакторский анализ художественно-технического оформления серии книг "История книжного искусства"

Страница
4

Совершенствование иллюстрационных процессов в XIX в. шло по линии создания фотомеханических способов репродуцирования - фототипии, цинкографии, автотипии, растровой глубокой печати. В конце XIX в. начинается внедрение в производство наборных и брошюровочно-переплётных машин. Первый патент на наборную машину выдан англичанину У. Черчу в 1822 г. В 1867 г. русский изобретатель П. П. Княгининский построил первую автоматическую наборную машину.

В области печатных процессов рубеж XIX и XX вв. ознаменован появлением машин глубокой и офсетной печати. XX в. стал в книгопечатании периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматизированным поточным линиям. В начале века полиграфические машины переводятся на электропривод. Вскоре появились электрические способы формирования изображения. Развиваются бесконтактные электрические способы переноса красочного изображения. Широкое применение находят синтетические материалы - от фотополимерных печатных форм до пластмассовых переплётных крышек.

Анализ показывает, что издательское дело и книжная культура России была тесно связана с характером ее государственного развития. Преобладающее стремление к централизации политической и интеллектуальной жизни, обусловленное спецификой отечественной истории, отражалось весьма существенно на процессах издания, распространения и использования книги. Однако достаточно очевидно проявились и географические закономерности развития культуры. По сути, в организации книжного дела России имело место взаимодействие тенденций централизации и децентрализации. На протяжении десятилетий повсеместно в стране росло число издательств, книготорговых предприятий, библиотек. Возникали новые подходы к организации книжного дела, менялся книжный репертуар. Книга и книжное дело все активнее воздействовали на умы и чувства новых поколений читателей, вступавших в общественную жизнь.

Первым шагом к созданию новой централизованной издательской системы был декрет правительства о Государственном издательстве, от 29 декабря 1917 года, в соответствии с которым издательства при Наркоматах и учреждениях выступали как органы государственной власти. Вторым - положение о «Государственном издательстве», утвержденное ВЦИК 20 мая 1919 года. На Госиздат возлагались функции контроля за другими издательствами (тематическое планирование, финансирование) и др., распределение заказов на типографские работы и лимитов на бумагу, предоставлялось право ограничивать наркоматы и ведомства в части выпуска специальной литературы[14].

В дальнейшем Госиздат превращается в мощную государственную книгоиздательскую систему, объединявшую более 50 местных отделений. В 20-е годы она выпускала до 60-70% всей печатной продукции.[15].

В начале становления советской книгоиздательской системы наиболее заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников, что объясняется прежде всего теми сложнейшими проблемами, которые им приходилось решать - борьба с неграмотностью, новый читатель, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т.д.

В советскую эпоху верхний уровень книгоиздательской системы представляли центральные книгоиздательства, подчиненные или непосредственно Госкомиздату СССР («Высшая школа», «Мысль», «Советская энциклопедия», «Экономика», «Машиностроение», «Медицина», «Недра» и др.), или общественным организациям и ведомствам. Например, «Правда» - издательство ЦК КПСС, «Известия» - Президиума Верховного Совета СССР, «Наука» - Академии наук СССР и т.д.

Второй уровень составляли республиканские издательства. Например, в РСФСР - «Детская литература», «Просвещение» и т.д.

Серии книг и библиотеки выпускаются, как правило, в типовом оформлении. Издания (выпуски) серии должны иметь одинаковый формат, единые принципы конструкции внешнего и внутреннего оформления. Обычно серии имеют особые графические признаки: марку серии, ее название и т.п. - на обложке, корешке, титульном листе. Степень серийности оформления может быть различной: от полной унификации до свободных, так называемых гибких серий, где выпуски оформляются достаточно индивидуально. Серия является совокупностью отдельных изданий. Она включает произведения разных авторов, сближаясь этим с коллективным сборником. Серии составляются по тем же признакам, что и коллективные сборники, т.е. по признаку национальной литературы или группы литератур, жанра, темы, края, целевого и читательского назначения и т.п. Обычно эти признаки комбинируются. Например: группа литератур, жанр, эпоха («Библиотека античной поэзии»); группа литератур, жанр, тема («Советский военный роман», «История книжного искусства») и т.д.

Серии могут состоять из изданий отдельных произведений («Зарубежный роман ХХ века»), из авторских и коллективных сборников («Библиотека советской поэзии»), из собраний сочинений («Библиотека классиков русской литературы»). Очень часто в серию входят издания разных типов. Так, в «Библиотеку поэта» входят полные собрания сочинений, собрания избранных стихотворений, коллективные сборники, составленные по разным признакам.

Серии могут предназначаться для самых разных читательских кругов.

В связи с разным характером серий одни из них могут планироваться заранее в составе всех выпусков, другие являются продолжающимися изданиями, без каких-либо ограничений количеством выпусков или сроком прекращения издания, третьи выпускаются в виде периодических изданий («Роман-газета») или в качестве приложений к журналам («Библиотека «Огонек»). Серии и библиотеки выпускаются в экономном, обычном и улучшенном вариантах оформления.

В отдельную издательскую группу - по характеру оформления - выделены издания особого назначения (юбилейные, подарочные, особо художественные, миниатюрные, факсимильные, библиофильские и т.п.). Как правило, эти издания малотиражные и изготавливаются из наиболее высококачественных материалов. Им свойственны разнообразные конструкции и форматы, большое число оригинальных иллюстраций, индивидуальные макеты, дополнительные элементы оформления, высокие требования к качеству печати и полиграфического оформления.

Одними из выдающихся дизайнеров в новейшей истории отечественного книгоиздания были авторы знаменитой серии «История книжного искусства» В. В.Лазурского, В.Я.Аронова, В.Ф.Шматов и др.

Например, В. Лазурский (05.03.1909, Одесса,-04.07.1994, Москва) окончил Одесский институт изобразительных искусств (1925-1930). Помимо книжной графики, работал также в мультипликации, оформлении выставок, архитектурной и промышленной графике. Оформил более 300 изданий.

В 1957-1962 гг. по заказу Отдела новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения на основе изучения итальянских шрифтов эпохи Возрождения (Гриффо, Тальенте) и русского шрифтового наследия XVIII в. В.Лазурский создал наборный шрифт. За гарнитуру для художественной литературы и изданий по искусству он был удостоен Золотой медали Международной выставки искусства книги (IBA) в Лейпциге в 1959 г. Вторую Золотую медаль получил за графический лист «Памятник» А.С.Пушкина на конкурсе IBА-59 на лучшее оформление стихов национальных поэтов. Шрифтом Лазурского был набран в типографии «Оффицина Бодони» Дж.Мардерштейга (Верона) русский текст уникальных изданий А.С.Пушкина «Медный всадник» (1968) и Н.В.Гоголя «Шинель» (1975) на русском и итальянском языках. Им проведен теоретический и графический анализ почерков устава Остромирова Евангелия XI в. (1941), первопечатного полуустава XVIв. (1946) и шрифта надписи на колонне Траяна IIв. (1958).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту