ü Ржаного хлеба.
ü Пшеничного хлеба.
ü Кондитерской продукции.
Ответственность за каждое направление как в кратко-, так и долгосрочной перспективе возлагается на одного управляющего-директора.
Организационную структуру, обеспечивающую функцию стратегического управления в организации, образуют отдел стратегического развития на высшем уровне управления и совокупность СХП, в состав которых входят собственные службы стратегического развития.
Опыт показывает, что практически возможно создать 3 вида служб стратегического развития:
ü Сильная центральная служба развития, разрабатывающая стратегии для всей организации и ее подразделений;
ü Центральная служба развития, обеспечивающая стратегическое развития путем оказания методической помощи и координации деятельности стратегических служб СХП и подразделений организации;
ü Децентрализованная служба стратегического развития, в которой полномочия и ответственность за разработку стратегии полностью возлагается на руководителей СХП.
Выбор той или иной структуры стратегического планирования определяется многими факторами: сложностью организационной структуры фирмы, ее специфическими свойствами, накопленным опытом и традициями планирования и т.п.
В сложившейся модели организационной структуры управления МП «Вельский хлебозавод» СХП занимают средний уровень власти, через который реализуется стратегическое управление. На нижнем этаже управления находятся центры прибыли (ЦП), создаваемые на базе производственных и функциональных подразделений организации; и через них реализуется оперативное управление производством. Все ЦП можно подразделить на 2 группы: ЦП, вошедшие и не вошедшие в состав СХП.
ЦП, включенные в состав СХП, как правило, должны представлять собой структурные производственные подразделения по переделам (цехи, участки, функциональные службы), тесно связанные в технологические цепочки по одному из основных направлений деятельности. Эти ЦП функционируют на правах хозяйственного расчета различной степени самостоятельности в составе СХП. Возможно выделение из этой группы ЦП и отдельных юридически самостоятельных образований, если это оправданно экономически.
ЦП, не вошедшие в СХП, также можно разделить на 2 группы: дочерние фирмы организации различных организационно-правовых форм, обладающие юридической самостоятельностью; подразделения, непосредственно подчиненные руководству организации, действующие на условиях хозяйственного расчета.
Рассматриваемая структура управления предполагает постепенное “переливание” кадров управленцев и специалистов из высшего звена управления в СХП и ЦП. Это связано с постепенной передачей целого ряда функций управления СХП и ЦП и необходимостью укомплектования их квалифицированными кадрами менеджеров и специалистов, в первую очередь, в области экономики и финансов.
Быстрое нарастание изменений во внешней среде организации, обострение конкурентной борьбы на городском и территориальном рынках делают особенно актуальными разработку и внедрение систем стратегического управления. Решение этой задачи следует осуществлять постепенно, путем внедрения в управленческую практику организаций отдельных элементов стратегического управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную и формализованную систему.
Рисунок 1. Организационная структура МП «Вельский хлебозавод» с учетом стратегического отдела.
Подведем некоторый итог: стратегическая направляющая заметно изменила структуру управления предприятием – на первый взгляд она стала запутанной и непонятной, но это только первое впечатление. На самом деле дирекция МП «Вельский хлебозавод» теперь имеет непосредственный выход на жизненноважные аспекты деятельности предприятия, их оптимизации и возможности более четкого и скоординированного управления. Появление в структуре управления отдела стратегического развития имеет решающее значение в разработке и реализации выбранной стратегии предприятия. Отдел служит связующим звеном между отдельными функциональными подразделениями, стратегическими хозяйственными подразделениями и центрами прибыли.
Как уже было отмечено в главе 1, процесс реализации стратегии состоит из пяти основных этапов.
1. Углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий.
Так как выполняемая работа скорее теоретическая, нежели практическая, то можно считать, что изменений среды не произошло. Таким образом, выбранная стратегия остается в силе. Необходимо провести разъяснительную работу среди сотрудников предприятия с целью вовлечения последних в процесс реализации стратегии. Это необходимо провести в форме отдельных собраний по производственным единицам, а также произвести выпуск печатных изделий, в которых в форме тезисов и постулатов отразить основные моменты стратегического развития предприятия.
2. Принятие решений руководством по эффективному использованию ресурсов.
Анализируются данные полученные из соответствующих отелов, а также их оценки со стороны бухгалтерии на предмет финансового обоснования. Оптимизация ресурсов в подразделениях с поставленными перед ними задачами.
3. Изменение организационной структуры.
Как уже говорилось, в организационной структуре произошли изменения: появление отдела стратегического развития и его инфраструктуры, появление в коммерческом отделе подотдела по маркетингу.
4. Внесение необходимых изменений в жизнедеятельность предприятия.
Данный аспект был отражен в пункте 3.2.
5. Внесение изменений в генеральную стратегию.
Таких изменения необходимо всячески избегать, если только изменения не приведут либо к заметному ухудшению положения предприятия (вплоть до банкротства), либо не принесут заметно больших доходов. При изменении генеральной стратегии необходимо взвесить все «за» и «против», подходить к данному процессу очень осторожно.
1. Определение показателей проверки.
ü Объемы продаж продукции на территориальных рынках и ее соотношение с общим объемом реализации.
ü Данные по общей емкости рынка продукции хлебопечения Вельского района и занимаемое в нем место.
ü Номенклатура производимой продукции
2. Состояние МП «Вельский хлебозавод».
ü Изношенность оборудования.
ü Квалификация работников.
ü Стандарты качества выпускаемой продукции (ГОСТы)
ü Уровень фондовооруженности, автоматизации и прямых трудовых затрат.
3. Выяснение причин отклонений, если таковые выявлены.
4. Корректировка стратегического плана.
ü Изменение стратегической линии.
ü Корректировка стратегического поведения.
ü Изменение целей предприятия.