После второй мировой войны железнодорожная сеть СССР стала восстанавливаться, а затем и возрастать. На 1989 г. ее общая длина составила 1234,9 тыс км.
При выборе железнодорожного маршрута необходимо учитывать особенности и интересы современного туриста. Сегодня, учитывая большое разнообразие туристского продукта, необходимо создать продукт, выделяющийся из общей массы своей оригинальностью, удобством и удачным соотношением цены и качества. В таком случае проект будет иметь успех.
Так как наш проект не ограничивается определенной территорией, и включает в себя не только выбранный нами экскурсионным объект, но и железную дорогу, нам надо позаботиться о том, чтобы, во-первых, выбрать объект, который расположен рядом с железнодорожной станцией. Во-вторых, железнодорожные пути должны проходить по живописным местам, чтобы туриста заинтересовал не только пункт назначения, но и сама дорога.
Наш проект будет рассчитан на период зимних праздников в основном на юных туристов. Наиболее подходящим объектом мы сочли город Великий Устюг, известный как родина Деда Мороза, что, без сомнения, должно заинтересовать маленьких туристов.
Великий Устюг- город с богатой историей. Он расположен на северо - востоке Вологодской области, в 524 км от областного центра Вологды. Он основан в 1147 году (город-ровесник Вологды и Москвы) в устье Юга, соединяющего свои воды с Сухоной. Здесь рождается Северная Двина - крупнейшая река европейского Севера.
Построенный на северных рубежах России, город вписал в ее историю немало интересных страниц. В XII веке город получил титул "Великий" - за значительный вклад в развитии торговли русского государства и в наше время является центром редкостных ремесел, известных архитектурных памятников и музейных экспозиций. Храбрые воины в XIII веке, талантливые художники и зодчие, предприимчивые купцы и ремесленники, отважные землепроходцы и мореходы Семён Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Шилов, Тимофей Булдаков, В. Атласов, Михаил Неводчиков, Никита Шалауров и другие сыграли важнейшую роль в историческом процессе освоения природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Тихого океана. Лучше, чем сказал В Распутин, не скажешь: "Было бы справедливо где - нибудь на просторах Сибири высказать и подтвердить благодарную память сибиряков Великому Устюгу".
Герб Великого Устюга символично подчёркивает выгодное географическое положение, благодаря которому в старину город являлся торговым центром Руси. В его и поныне слышится веяние далеких и славных времен. Растянувшись пологой подковой по речному берегу, смотрятся в зеркало воды неторопливой красавицы Сухоны словно вышедшие из сказки, белокаменные соборы, колокольни, особняки.
Сегодняшний Великий Устюг - город с населением 35,4 тысячи человек, пристань и порт на реке Сухоне, туристический центр и уникальный город-музей под открытым небом. Он славится серебряно- черневыми изделиями всемирно известного завода "Северная чернь", изделиями фабрики "Великоустюгские узоры", сохранившимися народным промыслом XVIII века - резьбой по бересте и дереву, далеко за пределы России идет продукция красавинских ткачей и Великоустюгской кисте-щеточной фабрики, а устюгские валяные сапоги, именуемые в народе "валенки", согревают жителей Крайнего Севера и средние полосы России.
Великий Устюг и его окрестности одно из красивейших мест Вологодской области и всей России. Без преувеличения город - сказка, единственный на Севере город, который по праву называется великим. Много веков он удивляет самобытностью художественных промыслов, в том числе редчайшим из них "морозом по жести", первозданностью величественных лесов, обилием разнообразной живности.
Неповторимый колорит древнего русского города придают Великому Устюгу храмы и соборные комплексы - Троице - Гледенский монастырь 17 в. с уникальным иконостасом, Михайло - Архангельский монастырь, храмы Соборного дворища 17 в., Дымковская слобода, невысокие старинные особняки - архитектурные памятники гражданского зодчества. Собрание музея-заповедника исчисляется 96 тысячами единиц хранения и включает уникальные произведения иконописи, лицевого шитья, декоративно-прикладного и народного искусства.
Все эти достопримечательности и красота города Великий Устюг будут привлекать поток туристов на зимние праздники.
Отправление экспресс - поезда из Москвы будет с Ярославского вокзала по маршруту Москва – Великий Устюг – Москва.
Учитывая то, что почти двое суток в течение всего путешествия туристы проведут в поезде, в вагонах должны быть комфортабельные условия. Так как путешествие будет проходить в зимнее время, необходимо обеспечить надлежащий обогрев поезда за счет кондиционеров. Для удобства пассажиров, в купе будут предусмотрены мягкие сидения, шторки, удобные откидные столики и радио. Вместо вагона-ресторана пассажиров будет обслуживать персонал, развозящий еду и напитки каждые четыре часа, плюс к этому, каждый желающий пассажир сможет заказать в любое время напиток по желанию, нажав специальную кнопку вызова обслуживающего персонала. В поезде также постоянно работает кафе.
Специально для детей, на которых в основном рассчитано наше путешествие, будет разработана программа развлекательного сопровождения. Дети прямо в поезде смогут пообщаться с переодетыми актерами- героями русских сказок, и, конечно же, со Снегурочкой и Дедом Морозом, которые на протяжении поездки будут рассказывать интересные факты о городе Великий Устюг. Кроме того, будет возможность принять участие во всевозможных конкурсах.
Это лишь один из вариантов железнодорожного путешествия. Чем больше проектов будет разрабатываться в этой области, тем лучше будет развиваться железнодорожный туризм в нашей стране, что будет полезно не только для туристов, но и для всей туриндустрии в целом.
Заключение
Железнодорожный туризм – неотъемлемая часть туристской индустрии не только в России, но и в других странах, где есть железная дорога. Но Россия, по нашему мнению, имеет наибольшие шансы быть на первом месте в этой области, благодаря обширным территориям, которые занимают железные дороги, и неповторимому ландшафту. Только в нашей стране есть столь подходящая почва для различных проектов железнодорожных путешествий на любой вкус.
ОАО "РЖД" планирует расширять географию международных туристических маршрутов. По прогнозам всемирного совета по туризму и путешествиям, в ближайшее десятилетие во всем мире ожидается рост туристической индустрии. Особенно оптимистические надежды в этом плане связываются с Россией. По мнению экспертов совета, инвестиции в туристический бизнес России увеличатся, и это не может не сказаться на развитии отрасли.
Россия является крупнейшей железнодорожной державой в мире, и такой специфический вид деятельности как "железнодорожный туризм" просто обязан развиваться. Наличие густой сети железных дорог, особенно в Европ