рефераты по менеджменту

Пути повышения эффективности логистических систем на промышленных предприятиях

Страница
1

Пути повышения эффективности логистических систем на промышленных предприятиях

1. Логистиканаука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальным потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

2. Предметом изучения логистики как науки является оптимизация потоковых процессов. Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем.

Логистика это еще и уровень культуры использования знаний о природе и обществе, позволяющий не только принимать и осуществлять системные решения, но и воспитывающий системное представление, на базе которого возможна гармонизация деятельности людей в крупных организациях.

Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем. Она вооружает нас методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества.

3. В условиях рыночной экономики выживаемость предприятий, завоевание ими конкурентных преимуществ возможны лишь при условии их обязательной непрерывной организационно-технической перестройки с целью приближения реально существующего производства к его оптимальному проекту, соответствующему достигнутым уровням знаний, техники, технологии, организации и управления производством.

Эта организационно-техническая перестройка представляет собой непрерывный процесс гибкой адаптации предприятия к непрерывно меняющимся условиям рынка, к нестабильным налогам и методам государственного регулирования. Для достижения устойчивой конкурентоспособности на рынке процесс перестройки организации должен идти как процесс сближения существующей модели организации с ее идеальным проектом.

Оптимальный проект организации должен соответствовать современным уровням технологии, техники и культуры (знаний) организации и управления предприятиями.

Разработку оптимального проекта предприятия как высокоорганизованной и гибкой производственной системы (ПС) можно представить в качестве типового процесса, который начинается с определения главной специфической цели функционирования системы и предполагает ее типовую декомпозицию, что сегодня известно как “дерево целей” (см. рис. 1).

Что касается подсистем организации и управления промышленным предприятием, то они имеют иные цели первого уровня, но одинаковые цели второго, третьего и четвертого уровней, как это показано на рис. 1.

Исходя из сущности понятия системы и цели ее функционирования, которые раскрываются на основе системного подхода к изучению или проектированию ПС, следует выделить триединые части: функциональную, элементную и организационную.

Функциональный аспект организации системы – это структура взаимосвязанных функций, которая устанавливается в соответствии с целью и подцелями функционирования системы. Раскрытие содержания взаимосвязанной совокупности функций с одинаковой целевой направленностью определяет состав простейших функциональных задач и последовательность их решения. В итоге формируются логика действия каждой функциональной подсистемы и логика функционирования системы в целом.

В нашем примере (рис. 1) для подсистемы организации и управления основным производством главной целью функционирования является обеспечение своевременной и комплектной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами при минимизации затрат на достижение этой цели.

В условиях непоточного производства минимизация затрат на производство (цель второго уровня) может быть обеспечена за счет организации непрерывной загрузки производственных участков и плановых рабочих мест при максимально возможной непрерывности движения предметов труда в производстве.

Третий уровень целей, как нам представляется, должен быть направлен на повышение организованности (эффективности) процессов производства, т. е. на реализацию основных и противоположных принципов организации производства, на основе которых осуществляется рационализация построения и организации гибкого (адаптивного) функционирования и развития ПС.

Например, целевая организация производственных процессов предполагает всяческое уменьшение неупорядоченности, разнообразия и неопределенности в движении предметов труда как в пространстве, так и во времени. Так, однонаправленное движение предметов труда в производстве обеспечивает: (а) многократное

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

Обеспечение своевременной и комплектной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами

ЦЕЛИ ВТОРОГО УРОВНЯ

Минимизация затрат на производство. ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

непрерывности загрузки рабочих и рабочих мест

непрерывности движения предметов труда в производстве

ЦЕЛИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Повышение организованности (эффективности) процессов производства – реализация основных принципов организации производства (базовых и противоположных базовым):

Специализация ↔ Диверсификация

Стандартизация ↔ Универсализация

Прямоточность ↔ Неопределенность

Непрерывность ↔ Прерывность

Параллельность ↔ Последовательность

Пропорциональность ↔ Резервирование

Надежность ↔ Гибкость

Ритмичность ↔ Аритмичность

Автоматичность ↔ Самоорганизация

ЦЕЛИ ЧЕТВЕРТОГО УРОВНЯ

Обеспечение работоспособности производственной системы в заданном диапазоне качественных и количественных показателей

Обеспечение реализации полного цикла управления или всех основных функций цикла управления в их взаимосвязи

↓ Прогнозирование ↔ ↓ Анализ ← ← ←← ← ↑

↓ Нормирование ↔ ↓ Координация ← ↑

↓ Планирование ↔ ↓ Регулирование ← ↑

↓ Организация ↔ ↓ Стимулирование ← ↑

↓ Учет ↓ ↑

↓ Контроль _↑  

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту