Трудно переоценить также значение для разработчиков проекта российского "Кодекса" пакета документов Библиотечной ассоциации Великобритании, присланных английскими коллегами по просьбе Секретариата РБА: "Кодекса профессиональной этики Библиотечной ассоциации с пояснениями" (2-я редакция, 1996) и др. Важную роль в уточнении позиции рабочей группы сыграл "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках" (принят в 1972 г., последняя редакция в 1994 г.). Этот документ международного звучания рассматривают публичную библиотеку как оплот и достижение демократии, как гарант равных возможностей образования, интеллектуальной свободы и т. д. Глубоко была изучена деятельность других, в какой-то мере близких нам по роду своей деятельности, профессиональных сообществ по разработке аналогичных документов. [27, с. 134-136]
Так, были проанализированы "Кодекс профессиональной этики врача" (в том числе и принятый в 1948 г. в США "Кодекс Американской медицинской ассоциации"); "Кодекс профессиональной этики российского журналиста"; "Кодекс профессиональной этики", принятый специалистами, занятыми межкультурной коммуникацией, проект " Профессионального кодекса библиографа " и др.
Изучение всех этих документов позволило понять принципы их разработки, очертить круг аспектов, который закладывается в "Кодекс" и т. п. Понадобились нам и консультации юристов, для уточнения особенностей самого "жанра" документа. Конечно, разработка "Кодекса этики российского библиотекаря" потребовала не только знания зарубежного и инопрофессионального опыта, но и глубокого представления о своей сегодняшней действительности, а также теоретической проработки этого вопроса. Это было сделано на упоминавшихся уже семинарах и конференции. В их ходе были проанализированы такие понятия, как "профессиональные ценности библиотекаря", "этические нормы", "соотношение профессиональных ценностей с фундаментальными"; определен механизм возникновения этического конфликта на профессиональной почве, проанализированы реальные ситуации и др. К разработке проблемы были привлечены не только библиотекари - практики и библиотековеды, но и специалисты высокого уровня из других областей: философии (доктор философских наук Ю. А. Шрейдер), психологии (доктор психологических наук Е. А. Яблокова, кандидат психологических наук И. Г. Марасанов) и другие. Это позволило осмыслить проблему глубоко, на высоком научном уровне.
В результате такого комплексного анализа определились основные "поля" "Кодекса", т. е. те сферы библиотечного общения, которые будут им регламентироваться. Это:
- отношения руководителя библиотеки с властью (высшими органами);
- отношения руководителя библиотеки с руководителями других библиотек;
- отношения руководителя библиотеки с персоналом;
- отношения библиотекаря с публикой (пользователями);
- отношения библиотекарей друг с другом как в конкретной библиотеке, так и в профессиональных объединениях различного рода. [27, с. 137-140]
Понятно, что изменения, происшедшие в жизни, взглядах на отношения людей в целом, и личности и государства, в частности, заставляют многое осмыслить заново, переоценить многие постулаты, казавшиеся много лет незыблемыми. Работа над "Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря" только начинается. Можно видеть свою задачу в широком ознакомлении библиотечного сообщества с основными этапами деятельности нашей рабочей группы, а затем, конечно, в организации широкого обсуждения первой редакции текста "Кодекса", документа, который, как нам кажется, будет иметь не только профессиональное, но и огромное общесоциальное значение.
Такие обсуждения уже идут. Так, на Областной научно-практической конференции, проходившей в Тюмени в декабре 1996 г., выступление, посвященное проблеме разработки "Кодекса" вызвало большой интерес. В январе 1997 г. прошла серия встреч членов рабочей группы с библиотечной общественностью Москвы с целью привлечь внимание специалистов к этой проблеме. Подготовлены и сданы в различные органы профессиональной печати ряд публикаций.
2.3. Проект кодекса профессиональной этики российского библиотекаря и комментарии к нему
Первый вариант "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" и сопутствующих ему документов мы представляем на обсуждение российского библиотечного профессионального сообщества.
Профессиональная среда, как и любое другое сообщество, нуждается в этической регламентации своих внутренних взаимоотношений и связей с внешним миром. Разработка профессиональных этических норм есть показатель свободного развития профессии и зрелости профессионального сознания.
На протяжении долгих лет профессиональное сознание российского библиотекаря испытывало сильнейшее воздействие тоталитарного государства. Как внешнее (отношения с властями), так и внутреннее (отношения с пользователями и коллегами) профессиональное пространство было жестко определено рамками идеологии, что делало неактуальной задачу разработки этических норм и создание кодекса профессиональной этики библиотекаря - документа, принятого библиотечными сообществами многих стран еще в начале двадцатого века. [11, с. 2-3]
Изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, стремление построить открытое демократическое общество, а также глубокое внедрение новых технологий во все стороны российской жизни выдвинули на первый план такие ценности, как свободное духовное развитие личности; интеллектуальная свобода; свободный доступ к информации. Эти положения непосредственно относятся к сути библиотечной профессии как профессии в значительной мере ответственной за распространение информации в обществе. Они должны быть признаны библиотекарями не только в качествеобщечеловеческих, но профессиональных ценностей.
Однако эти ценности были неоднозначно восприняты в российском библиотечном сообществе, долгие годы существовавшим в условиях цензуры, которая способствовала деформации профессионального сознания. Несовпадение ценностей профессионалов порождает разногласия по вопросам профессиональной этики.
В этих условиях библиотекари как профессиональная группа оказались перед необходимостью заново осмыслить миссию библиотеки как социального института, в существенной мере отвечающего (через подбор, организацию хранения и распространение информации) за свободу потока информации и доступа к ней в настоящем и будущем, и, в конечном счете - за свободное развитие мысли в России.
Сегодня библиотечное сообщество России реально ощутило потребность в регламентации отношений с властями, пользователями, коллегами, т.е.- в создании "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря", документа, который защитит достоинство профессионала и не даст возможности использования библиотеки как инструмента идеологического воздействия, как это было в прошлом.