Мы здесь не ставим задачу описания соответствующих методов, однако заметим, что, с точки зрения достоверности и убедительности результатов проведенных маркетинговых исследований, привлекаемому венчурному инвестору особенно важно показать:
v во-первых, обоснованность (со ссылками на какие-либо авторитетные для конкретного инвестора нормативные источники) применявшейся методики;
v во-вторых, статистическую репрезентативность (типичность, достаточность количества опрашивавшихся потребителей) выборки респондентов;
v в-третьих, весь свод (в специальных документарных приложениях, исключающих возможность их фальсификации) первичного учета результатов «полевых» исследований по работе с потребителями (например, заполненные и подписанные респондентами опросные анкеты, гарантийные письма о готовности при определенных условиях закупить продукт и т.п.);
v в-четвертых, солидность объема специально (для составления данного бизнес-плана) проделанной работы (с указанием ее стоимости, если она как таковая финансировалась, привлекавшихся специализированных и внушающих данному инвестору доверие консультантов и консультационных фирм).
Конечно, и сама форма представления конечных результатов маркетингового исследования, а также иллюстрации применявшейся методики должны быть как можно более наглядны и выигрышны с точки зрения их подачи инвестору. Рекомендуется использовать графические способы подачи информации и анализа.
Подтвержденный и растущий спрос на целевой продукт предприятия еще не значит, что весь объем выявленного спроса сможет быть «замкнут» на начинаемое предприятие. На целевом рынке этого продукта почти наверняка есть или могут появиться другие его поставщики. Следовательно, возникает проблема доказать венчурному инвестору, какая доля перспективного спроса сможет быть предприятием захвачена и сохранена и на основе каких конкурентных преимуществ (третий вопрос).
Здесь не обойтись без анализа специфики потребностей на рынке и обоснования конкурентных преимуществ осваиваемого продукта и самого предприятия, позволяющих удовлетворить эти потребности наилучшим образом.
Можно также указать (и представить соответствующую доказательную информацию) на лучший доступ предприятия по сравнению с конкурентами к критичным покупным ресурсам, к потребителям (например, для индивидуальной работы с ними), к более современным и эффективным технологиям, к властным структурам, регулирующим данный рынок и пр.
Очевидно предполагается проработка вопроса о конфиденциальности предоставления потенциальному венчурному инвестору подобных сведений. По этому поводу возможны даже особые соглашения с инвестором об ответственности за разглашение указанных сведений даже в случае отказа от участия в проекте (хотя риск тут всегда остается, и он должен соразмеряться с величиной возможного капиталовложения).
Анализ рынка покупных ресурсов (четвертый вопрос) в бизнес-плане нужен для того, чтобы убедить осторожного и вдумчивого венчурного инвестора (а также проверить себя) в следующем:
• предлагаемый деловой проект является рациональным с точки зрения выбора наиболее экономичных ресурсов (сырья для производимого продукта, обеспечивающих услуг, рода закупаемых для перепродажи товаров и т.п.);
• осуществлен тщательный выбор наиболее выгодных поставок (по наинизшей цене, оптимальному их качеству, наиболее устраивающему предприятие порядку требуемой оплаты, условиям обслуживания и пр.) и конкурентоспособных поставщиков ресурсов;
• в перспективе конъюнктура на выбранном рынке ресурсов не ухудшится (в том числе из-за изменения законодательства и условий государственного регулирования), во всяком случае, не будет ухудшаться в большей мере, чем конъюнктура на рынке сбыта выпускаемого продукта (так, цены на критичные, составляющие повышенную долю себестоимости продукта ресурсы не будут со сколь -либо значимой вероятностью расти быстрее возможностей повышения цены сбыта продукта предприятия).
Если все так и есть, то доверие к ранее приводившимся расчетам эффективности делаемой инвестиции и к последующим выкладкам бизнес-плана укрепится. Если последний из отмеченных трех моментов не подтверждается, то из соображений реалистичности и того же укрепления доверия инвестора к все равно достаточно эффективному проекту лучше это честно показать заранее и в расчетах эффективности проекта и планируемого на перспективу финансового состояния предприятия сделать отчетливо видимую в бизнес-плане соответствующую поправку на вероятность ухудшения конъюнктуры на рынках ресурсов.
Анализ рисков (пятый вопрос) помещается в бизнес-план по сути с той же целью. Здесь также важно продемонстрировать трезвый и реалистичный подход к проекту, убеждающий инвестора в надежности вложения средств и служащий к тому же для самоконтроля.
Однако есть еще две дополнительные существенные особенности анализа рисков в бизнес-плане:
1) способность провести (хотя бы на качественном уровне) анализ рисков (факторов риска, вероятности недостижения из-за них запланированных технико-экономических показателей, величины подвергаемых рискам средств и времени их экспозиции рискам) характеризует в глазах венчурного инвестора, который доверяет свои фонды конкретным лицам или их менеджерам, степень их профессиональной компетентности;
2) результаты анализа рисков должны логично завершаться выводами о том, как минимизировать и/или застраховать выявленные риски и какие добавочные средства для этого потребуются.
Подчеркнем, что при анализе рисков проекта могут применяться разнообразные методы — от математически насыщенного анализа неопределенностей и вероятных из-за них дополнительных издержек до простого обсуждения рисков инвестиционного проекта и потребного для их минимизации финансирования (самострахования посредством создания адекватных резервных фондов, планирования дублирующих мероприятий и некоторых специфических (например, фьючерсных) операций на рынках сбыта и закупок, а также страхования у заслуживающих доверия страховых компаний).
Не менее важно, чтобы анализ рисков проекта в бизнес-плане имел обратную связь как с оценкой эффективности инвестиций, так и с их запрашиваемым размером, а также с содержанием раздела бизнес-плана, посвященного структуре стартовых и последующих ожидаемых балансов, платежных потоков и счетов прибылей и убытков формируемого предприятия (см. комментарии по поводу шестого и седьмого вопросов, на которые должен дать ответ бизнес-план).
Материал по шестому и седьмому вопросам представляет собой как бы «квинтэссенцию» бизнес-плана в смысле практических выводов. Этот материал должен выступить «венцом» составления всего бизнес-плана и наглядно свидетельствовать о качестве и степени его доработанности. Задача заключается в том, чтобы в привязке к финансовым, сбытовым, закупочным и технологическим целям предприятия, которые намечены в предыдущих разделах бизнес-плана, а также с учетом ранее выявленных рисков и мер по их минимизации сделать следующее: