рефераты по менеджменту

Особенности принятия решений при стратегическом планировании на уровне фирмы

Страница
3

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

1) Выбор миссии

Формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

2) Разработка обеспечивающих планов

(политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).

Процесс стратегического планирования является очень динамичным, в той или иной форме объединяет все другие функции управления, так как стратегическое планирование предопределяет практическое действие членов трудового коллектива, каждого работника в отдельности и коллектива в целом.

По определению, стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели.

А, следовательно, стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Главная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы:

· наметить цель, которая должна быть достигнута по окончании рассматриваемого срока,

· оценить жизнеспособность существующей фирменной стратегии поведения на рынке и при необходимости разработать новую. При этом по возможности, нужно учесть все достижения науки и практики в области рационального распределения ресурсов (трудовых, сырьевых, технологических, финансовых и т.д.), все факторы влияния внешней среды, достичь оптимальной координации во внутренней среде и правильно спрогнозировать свою деятельность на перспективу.

Сущность стратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды повышать до предела эффективность управления по достижению конечных целей.

Процесс стратегического планирования предусматривает прохождение нескольких этапов:

· оценка и анализ внешней среды;

· анализ сильных и слабых сторон действующей системы управления;

· оценка стратегии развития;

· реализация стратегии;

· выбор стратегии;

· анализ стратегических альтернатив.

Следует отметить, что, на начальном этапе составления стратегического плана невозможно предугадать все препятствия на пути фирмы к про­цветанию. В этой связи выделяют два подхода к планированию будущего бизнеса:

1. Составление идеального плана действий. В этом случае формулируется стратегия и на се основе строится план без учета, каких бы то ни было внешних факторов. Процесс будущего развития компании представляется изолированным от любых неблагоприятных воздействий. Затем составляется список возможных неблагоприятных факторов (изменение характера конкуренции на рынке, ухудшение политической ситуации в регионе, стране, смена поставщиков, потребителей и т. д.). Необходимо учесть как можно больше такого рода факторов вплоть до самых невероятных и, проанализировав их возможные воздействия на развитие компании в будущем, сформировать стратегический план действий. Он должен включать несколько блоков типа "если — то", иными словами, определять, какие действия должны быть предприняты в случае определенного изменения внешней среды. Обязательным условием для внедрения описанной схемы стратегического планирования является точная информация о состоянии внешней среды компании (она может быть получена по результатам маркетинговых исследований), а также "гибкость", адаптируемость оргструктуры компании к изменяющимся условиям и ее способность переориентироваться на новые задачи. Единственным неизменным звеном в представленной схеме является первоначально избранная цель.

2. Другой подход заключается в разработке не одного, а нескольких вариантов стратегического плана. Их количество варьируется в зависимости от сложности ситуации компании и специфики се деятельности. В общем виде это могут быть:

· оптимистичный вариант;

· вариант с незначительными отклонениями от прогнозируемы

· пессимистичный вариант развития ситуации.

В этом случае учитываются не отдельные неблагоприятные факторы, а возможные изменения внешних условии. Оценивается степень их влияния будущее развитие компании и реализацию ее миссии на рынке Грамотно осуществленное стратегическое планирование сегодня моя меньше неприятностей завтра.

Стратегическое планирование предусматривает не только тщательную проработку все направлений, что само собой становится очевидным, но обязательное участие в его разработке менеджеров всех уровней управления.

В отличии от нашей системы планирования (от рабочего места до коллектива в целом), в западных фирмах стратегическое планирование является прерогативой менеджеров высшего уровня управления но с участием мнений менеджеров среднего и низшего уровней управления.

Поэтому, рассматривая опыт успешных иностранных и отечественных компаний, можно сделать вывод о том, что во главе их, как правиле увлеченный человек, влюбленный в свое дело и заражающий окружающих своим энтузиазмом и желанием изменить свои бизнес к лучи словами харизматическая личность. Именно на нем в первую очередь лежит ответственность за формирование командного духа и установление благоприятной атмосферы в коллективе, которая бы способствовала повышению эффективности работы компании в целом.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов); «предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды».[3]

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

– устремленность в среднесрочную и дальнесрочную перспективы;

– ориентация на решение ключевых, определяющих для пла­нируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание, социально-экономический прогресс;

– органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения, причем как наличных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

– учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

– адаптивный характер, то есть способность предвидеть изме­нения внешней и внутренней среды планируемого объекта и при­способить к ним процесс его функционирования.

Стратегическое планирование, рассматриваемое как процесс фактической деятельности соответствующих субъектов управле­ния, имеет свое содержание, охватывающее его сущность, прояв­ление сущности и процедуры разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту