рефераты по менеджменту

Основы коммуникативной культуры менеджера

Страница
4

Успех работы руководителя во многом зависит от сформированного коллектива работников. Функцию подбора кадров в больших фирмах осуществляют специальные отделы кадров, в малых - сами руководители. Но в тех и в других последнее слово о приеме на работу остается за руководителем. Какие же кандидаты на работу имеют предпочтение при занятии вакантных должностей? Это прежде всего компетентные, с опытом работы специалисты. При этом руководитель не должен бояться подчиненных умнее себя. Ведь главным критерием оценки его профессионализма являются не столько его личные качества, сколько успешная деятельность возглавляемого им коллектива.

При приеме на работу нельзя игнорировать личностные качества кандидатов. Именно поэтому охотно берут на работу тех, кого знают, с кем работали или учились. Необходимо иметь в виду, что рискованно принимать в подчинение родственников и близких друзей. Их трудно наказывать, тем более увольнять, если они плохо справляются со своими служебными обязанностями.

Как же определить профессиональную пригодность и личностные достоинства претендентов на вакантную должность. Существует целый ряд источников получения информации о будущем работнике. В их числе анкета, заполняемая самим кандидатом, рекомендательные письма или сведения, полученные в беседах с бывшими руководителями и коллегами претендента на должность, письменные тесты, медицинская справка. Приносят пользу личные беседы руководителя с кандидатами. Однако, чтобы эти беседы были наиболее эффективными, к ним нужно готовиться. В частности, заранее должен быть определен перечень вопросов, ответы на которые хочет получить менеджер, например: "Почему кандидат выбрал данную профессию?", "Что он ждет от будущей работы?", "Где работал по этой профессии раньше и почему собирается уходить ( или ушел) с прежней работы?", "Какие он может назвать сильные свои стороны как специалиста и личности, какие слабые?", "Какого типа работу он любит и что не любит делать?", "На какую зарплату он претендует?" Естественно, от многих кандидатов беседа с руководителями требует большого психологического напряжения. Они нервничают, скованны, что мешает им сформировать о себе благоприятное впечатление. Поэтому для получения истинного представления о кандидате необходимо создание доверительной атмосферы. Во-первых, беседа должна проходить в конфиденциальной обстановке. Во-вторых, ей не должны мешать телефонные звонки, появление в помещении посторонних лиц. В-третьих, чтобы снять напряжение, посетителю задают вначале вопросы, имеющие к беседе косвенное значение: "Как добрались?, "Откуда Вы узнали о вакантной должности?" и др.

В процессе беседы руководитель не только задает вопросы и выслушивает ответы, но и информирует собеседника о состоянии дел в фирме, о должностных обязанностях и полномочиях кандидата, если он будет принят на работу, о возможностях карьеры, о преимуществах по сравнению с прежней его работой, не упуская при этом и отрицательные стороны будущей деятельности. Руководитель внимательно наблюдает за собеседником, тем самым выясняя его умение общаться, обращает внимание на манеры, опрятность одежды. Если его будущая работа сопряжена с телефонными разговорами, беседу с ним целесообразно провести и по телефону. Приняв на работу нового сотрудника, руководители должны помочь ему освоить должностные обязанности и адаптироваться в коллективе. Профессиональная помощь оказывается посредством обучения, консультаций, советов. Ее осуществляют не только руководители, но и другие должностные лица.

Мотивация труда подчиненных

Люди, как правило, с удовольствием выполняют интересную и престижную работу. Однако в любом деле

есть виды работ, которые многими воспринимаются как недостойные их. Нужно суметь убедить работников в важ-

ности любой трудовой деятельности, постараться сделать неинтересную работу интересной, творческой, при этом

соответствующим образом оценивая ее выполнение как материально, так и морально.

Успех выполнения управленческих решений зависит от мотивации трудовой деятельности подчинен-

ных. Мотивы ее разнообразны: от самых простых, например удовлетворение посредством заработной пла-

ты потребностей в пище, одежде, жилье, развлечениях, до более сложных, таких, как желание реализо-

вать свои потенциальные возможности и способности, стремление повысить свой социальный статус, получить

общественное признание своих заслуг, вызвать чувство гордости за деловые успехи у своих близких. Руково-

дители должны учитывать в стимулировании творческого и эффективного труда значимость для подчи-

ненного тех или иных потребностей, для чего следует их изучать.

Изучение мотивации необходимо и для правильного применения важнейших методов управленческо-

го воздействия на подчиненных работников: поощрений и наказаний, ибо для одних работников наиболее

высокой оценкой их работы будет денежная премия, для других - повышение по службе, для третьих-

общественное признание их успехов. Так же дело обстоит и с наказаниями, только эти показатели имеют знак

минус. Менеджеры должны всячески поощрять добросовестный труд, не допускать того, чтобы старание под-

чиненных и получение ими высоких результатов влекли за собой большую их загруженность, а не повышенную

заработную плату, поскольку лишение материального вознаграждения за эффективный труд не только обижает подчиненных, но и снижает их работоспособность и инициативу.

Во-первых, это выполнение функций по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Право принятия решений (в рамках своей компетентности) имеет только менеджер. Это главная его функция. Менеджер наделен правом принимать управленческие решения, он же несет и ответствен-ность за их последствия.

Во-вторых, это информационная роль менеджера, поскольку для того, чтобы принять эффективное управленческое решение,необходимо получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления туризмом. Не зря говорят: кто владеет информа-цией, тот владеет миром. От того, насколько полной информацией владеет ме-неджер, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, в большой мере зависит и результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов трудового коллектива на достижение практи-ческих и стратегических целей организации.

Менеджер - это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они всегда верят. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту