Что касается роли личности предпринимателя в компании, то, в принципе некоторые взгляды соответствуют теории Макса Вебера. Как и Вебер, А.М. Гинзбург считал, что личность предпринимателя является особенно важной на начальном этапе организации компании, когда этот человек выступает как организатор дела. Тем не менее, как на начальном этапе, так и в дальнейшем, совпадение предпринимательской инициативы и капитала в одном лице, российский ученый не считал необходимым условием для успешной деятельности компании[48], то есть уже в 30-е годы ХХ века российские теоретики организации отделяли право собственности от управления компанией.
Другой российский исследователь Н. Архангельский подчеркивал, что необходимыми качествами руководителя являются «инициатива, организаторские способности и административная воля»[49]. А вот «знание своего дела», то есть наличие соответствующей специальности гораздо важнее для руководителей низшего уровня, таких как цеховые мастера. Самым ценным в данном подходе, на наш взгляд, выступает акцент на особые управленческие навыки. Действительно, тот факт, что человек является прекрасным специалистом, еще не дает уверенности в том, что из него получится хороший руководитель.
Российские (советские) ученые уделяли внимание и проблемам организации труда. Я. Пунский[50] обращает внимание на важность оплаты труда как первостепенного и простейшего способа стимулирования, в чем с ним соглашаются и современные авторы, многие из которых считают, что легче начинать изменения именно с системы вознаграждения как наиболее понятной простым работникам.
Система управления должна способствовать созданию высококвалифицированных специалистов[51], для чего следует четко придерживаться разделения между техническими и управленческими обязанностями и, соответственно, специалистами. При такой системе должен, по нашему мнению, снизиться бюрократизм, но возникает вопрос контроля деятельности инженерно-технического персонала.
Для детального изучения и усовершенствования процесса труда вплоть до уровня простейших операций на предприятии должны выполняться нормировочные и рационализаторские функции. А. Попов дает их классификацию[52].
1. Функция тарифно-расценочного нормирования, или функция регулирования производительности посредством регулирования заработной платы.
2. Функция нормирования времени работы штата рабочих и их производительности при существующей организации производства или функция текущего нормирования работы административного контроля производительности рабочих.
3. Функция нормирования по конфликтным случаям (конфликты с рабочими из-за величины норм).
4. Функция технического нормирования работы, включающая рационализацию технологического процесса данного места работы.
5. Функция нормирования отдельных технических и технологических вопросов производства.
6. Нормирование чисто организационных вопросов, например, нормирование работы подвижного состава (вагонов, паровозов) с целью сжатия их оборота, уменьшения парка и т. д.
7. Функция технического нормирования, как метод обследования целого производства или всего завода с целью его полной или частичной реорганизации.
Эти семь функций также подвергаются классификации. По характеру нормирования они делятся на функции административного характера (функции 1-3 и частично 4), необходимые для текущего управления производством и функции исследовательского характера (частично 4, а также 5-7), действующие в масштабе всего предприятия. Одновременно нормировочные функции административного характера служат для решения специальных вопросов труда, производительности. Исследовательские функции нормирования связаны с технико-организационными, технологическими вопросами, касающимися всего предприятия.
Постановка вопроса о финансировании организации и структуре ее капитала в условиях государственной собственности и сметного принципа финансирования не имела особого смысла. Тем не менее в работах того времени отражается стремление сделать финансовую систему более гибкой, для чего А. Шехватов высказывает предложение, чтобы система финансирования «опиралась лишь на суммарную смету без какой бы то ни было детализации»[53], в противном случае снижается самостоятельность предприятия и подавляется его инициатива.
Российских ученых волновало создание и реорганизация не только отдельных предприятий, но и их объединения (тресты). П.А. Богданов разделил тресты по типу объединяемых предприятий[54].
· Трест, в который входят предприятия однородные по своему производству и расположенные в одном районе.
· Трест, объединяющий предприятия, неоднородные по производству, расположенные в одном районе и дополняющие друг друга.
· Трест, в который входят предприятия, выпускающие настолько государственно важный продукт, что такое производство следует изъять из ведения местных органов.
· Трест, образованный из предприятий, разбросанных по территории страны, но производства которых дополняют друг друга.
· Тресты Богданов рассматривал как основную для того времени форму концентрации производства а также замену главкам.
Процесс создания трестов в целом был завершен к лету 1922 года; возник вопрос их рационализации. В данном случае следует отметить статью Вл. Мейльмана «Методика анализа и построения структуры треста и синдиката»[55]. В первую очередь, по его мнению, требуется рационально выстроить функции управления («учет, планирование и организация»[56]) и разработать план работы. Причем управленческие функции должны быть централизованы, что дает возможность ускорить процесс планирования.
Основой теории организации является теория систем.
Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое[57].
Основные признаки системы: наличие множества элементов, единая цель для всех элементов, наличие связей между ними, целостность, определенная структура и иерархичность, относительная самостоятельность элементов.
Свойства систем:
· стремление к сохранению своей структуры (далее будет рассмотрен объективный закон организации — закон самосохранения);
· потребность в управлении (у человека, животного, общества, стада животных и большого социума существуют определенные потребности);
· сложная зависимость системы от свойств входящих в нее элементов и подсистем (свойства системы могут не совпадать со свойствами ее элементов). Например, эффективные системы создают синергетический эффект.
Простейшая схема взаимодействия системы с окружающей средой представлена на рис. 4.
В рамках системы можно выделить ряд подсистем. Подсистема — это набор элементов, представляющих относительно автономную область внутри системы. Элементом при этом считается система, которая в рамках рассматриваемого ранга на подсистемы не делится[58].