рефераты по менеджменту

Построение стратегии в холдингах

Страница
1

Построение стратегии в холдингах

Каждое предприятие ставит цели своего развития. И здесь следует определиться, что компания есть объект, реализующий некую бизнес-деятельность. Например, это может быть предприятие — самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее монодеятельность (т. е. специализирующееся на работе с неким рыночным сегментом), допустим, завод по производству сахара. Другой вариант — это компания холдингового типа (т. е. материнская компания), которая через свои дочерние общества ведет диверсифицированный бизнес на различных рынках.

Связь стратегии и структуры СХЕ

Разработка стратегии производится для относительно (или абсолютно, в случае монопредприятия, не входящего в группу) независимо осуществляемой в долгосрочном периоде хозяйственной деятельности и соответствующей ей организационной или организационно-правовой формы (но не наоборот!). Для описания такой структуры используется термин «стратегическая хозяйственная единица» (СХЕ). В другом варианте — «стратегическая бизнес-единица» — СБЕ.

СХЕ может быть отдельной организацией, отделением организации, под¬разделением организации с одной продуктовой линией, иногда — с одним продуктом. Обычно СХЕ производит и реализует определенную номенклатуру продуктов для четко идентифицируемой группы потребителей. СХЕ отвечает за выработку целей и стратегий организации для определенных зон хозяйствования.

Выделение СХЕ должно удовлетворять следующим основным критериям:

СХЕ должна обслуживать внешний по отношению к организации рынок, а не удовлетворять потребности других подразделений организации;

СХЕ должна иметь своих, уникальных, отличных от других СХЕ потреби телей и конкурентов;

руководство СХЕ должно контролировать все ключевые факторы, определяющие рыночную стратегию СХЕ.

Наиболее простым случаем для разработки системы сбаланси¬рованных показателей (ССП) является автономная бизнес-единица (монопредприятие). Более сложная ситуация — объединение нескольких бизнес-единиц в корпоративную структуру с централизованным управлением (структуру холдингового типа). В этом случае применяется следующий алгоритм подготовки к разработке ССП:

выделение СХЕ (на основе перечисленных ранее критериев);

определение корпоративной стратегии (требований к деятельности СХЕ, входящих в группу);

разработка стратегии СХЕ;

разработка ССП для СХЕ;

ССП разрабатывается на уровне СХЕ для данной конкретной стратегии рыночно-продуктовой комбинации. В то же время для группы централизованно управляемых СХЕ каждая ССП должна учитывать общую корпоративную стратегию. Различают два основных элемента последней:

корпоративная идеология;

деятельность, обеспечивающая синергию группы СХЕ

Первый элемент объединяет ценности, идеи и цели, которые должны разделять все бизнес-единицы. На их основе могут быть разработаны требования, которые учитыва¬ются всеми СХЕ при разработке их стратегий и, соответственно, ССП. Может быть разработана корпоративная ССП, в которой задаются общие цели-условия, которые каждая СХЕ конкретизирует, исходя из своей специфики и особенностей. Примеры целей-условий:

лояльность клиентов;

наличие брэндов в своем продуктовом классе;

инновационность продуктов;

минимизация издержек;

высокий уровень обслуживания;

личное развитие сотрудников

При разработке стратегий СХЕ такая общая модель «накладывается» на содержание конкретной бизнес-деятельности. Известны также финансовые цели на уровне группы, которые декомпозируются по бизнес-единицам. С учетом своей рыночно-продуктовой ситуации СХЕ детализирует финансовые цели и определяет способы их достижения, формируя свою уникальную ССП.

Второй элемент определяет способы организации и осуществления деятельности бизнес-единиц и управления ими в масштабе группы. Сюда относятся способы интеграции бизнес-единиц в группу, распределение функций и ответственности между ними и управляющей компанией (табл. 1), система мотивации руководителей бизнес-единиц, использование общих ресурсов и технологий и т. д.

Структурная единица группы

Основные функции

Примечание

Управляющая компания. Руководство

Анализ стратегических зон хозяйствования

Разработка корпоративной стратегии

Принятие инвестиционных решений

 

Центральный офис

Обеспечение анализа и принятия решений руководством группы

Координация и контроль исполнения решений

Текущий мониторинг деятельности

Поддержка принятия решений в СХЕ (внутреннее консультирование)

Важным условием является общая координация деятельности СХЕ в части документооборота, автоматизации, управления проектами и т. д.

CXE

Анализ рынка стратегической зоны хозяйствования и разработка стратегии СХЕ

Основные (бизнес) функции: маркетинг и продажи, НИОКР, производство,

послепродажное обслуживание и т. д.

Функции обеспечения и обслуживания: финансы, логистика, ИТ, АХО и т. д.

Состав и распределение функций обеспечения и обслуживания между СХЕ и общими службами группы зависит от конкретных условий функционирования

Общие службы группы СХЕ

Функции обеспечения и обслуживания СХЕ: финансы, логистика, ИТ, АХО и т. д.

Функции обеспечения и обслуживания Управляющей компании: финансы, логистика,

ИТ, АХО и т. д.

Разработка ССП для различных видов структур СХЕ

Структура с несколькими независимыми СХЕ

ССП разрабатывается для каждой СХЕ, в которых сосредоточены все полномочия jj функции по реализации своей стратегии (рис. 1).

Вертикально-интегрированная структура

ССП разрабатывается для группы предприятий, как для одной СХЕ, предприятие, работающее с внешним потребителем, получает полную ССП, остальные — набор KPI (Ключевые Показатели Деятельности) соответствующих их месту в реализации общей стратегии (рис. 2).

Горизонтально-интегрированная структура

ССП разрабатывается для каждой СХЕ, подразделения (или предприятия), обслуживающие СХЕ, получают набор KPI, соответствующий их функциям при реализации стратегий каждой СХЕ (рис. 3).

Смешанная интегрированная структура

В подобной продуктово-рыночной комбинации (рис. 4) возникает сочетание «раздвоенности» предприятий, находящихся в вертикально-интегрированной цепочке:

С одной стороны, они все работают на один сегмент потребления, как единая СХЕ,

где ССП разрабатывается для всей группы предприятий, см. рис. 2., и набор KPI —

для предприятий 2 и 3;

С другой стороны, предприятия 2 и 3 реализуют результаты своей деятельности не

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту