Затраты на вспомогательный и административно-управленческий персонал в процентах к объему продаж.
Численность вспомогательного и административно-управленческого персонала.
Соотношение аппарата управления к численности основных производственных рабочих.
Соотношение основных и вспомогательных рабочих.
Уровни окладов.
Объемы затрат на гарантии и компенсации.
Количество продуктов в человеко-час по данной группе.
Объем дохода в человеко-час по данной группе.
Уровни образования.
Возрастные группы и распределение по опыту работы.
Сравнение затрат, связанных с реализацией продуктов и услуг
В большинстве отраслей затраты, связанные с реализацией продуктов и услуг, соотносятся с затратами на персонал. Важной точкой анализа является гривневый (долларовый) объем на одного реализатора продукции. Он зависит от вида деятельности и размера компании, а также от отраслевых особенностей. На него влияют следующие факторы: опыт продавца, система оплаты, номера обрабатываемых клиентов/счетов, средний размер каждого счета, длительность времени, проводимого на операциях, не связанных с прямыми продажами. Ниже приведены точки сравнения и анализа по данному направлению:
Затраты на реализацию в процентах к объему продаж.
Количество работников, занимающихся реализацией продуктов и услуг.
Объем продаж на одного продавца.
Типы продавцов.
Соотношение количества персонала поддержки к персоналу, занятому прямой реализацией (продажей) продуктов и услуг.
Соотношение количества менеджеров к персоналу, занятому прямой реализацией (продажей) продуктов и услуг.
Уровни окладов.
Системы стимулирования.
Процент гарантий и компенсаций.
Квоты.
Количество счетов на одного продавца.
Количество звонков, связанных с продажей, в день.
Количество звонков, связанных с продажами, на одного клиента в год.
Уровень текучести.
Уровни образования.
Возраст и опыт.
Обучение продавцов.
Стоимость рекламной литературы и образцов.
Сравнение затрат, связанных с исследованиями и разработками, маркетингом, администрированием и управлением
В большинстве случаев - это опять затраты на персонал. Особенностью данного вида сравнений является определение трудозатрат по различным функциональным направлениям, а не в целом, как это было в двух предыдущих разделах. Например, бенчмаркинговый анализ в области исследований и разработок предполагает распределение трудозатрат по следующим направлениям:
исследования и разработки по существующим изделиям,
разработки новых продуктов,
инжиниринг, направленный на снижение затрат (функционально-стоимостный анализ).
Аналогично трудозатраты по маркетингу можно разделить на подгруппы, включая маркетинговые исследования, разработку продукта, рекламу, продвижение продукта и т. д.
Трудозатраты по административному аппарату можно разделить по группам персонала: специалисты отдела обработки информации, финансовый, юридический и т. д.
Следует также отметить, что в ряде случаев необходимо сравнивать не только трудозатраты: речь идет о вычислительном оборудовании, затратах на рекламу и т. д. Однако не стоит вдаваться в крайности и доходить до анализа затрат на бумагу, телефонные переговоры. Их доля в общем объеме затрат невелика.
Ниже приведены точки анализа по рассматриваемой группе функций:
Затраты на персонал исследований и разработок, маркетинга и АУП в процентах к объему продаж.
Количество работников, занимающихся данными функциями.
Количество исполнителей в сравнении с количеством руководителей.
Типы персонала по специализации.
Уровни окладов.
Системы стимулирования.
Процент гарантий и компенсаций.
Уровень текучести.
Уровни образования.
Возраст и опыт.
Сравнение прочих затрат
Имеет смысл, когда у них есть существенная доля в себестоимости. Сюда относятся:
Стоимость аренды помещений к объему продаж или на одного работника.
Стоимость обучения/повышения квалификации к объему продаж.
Зарплата верхнего управленческого персонала к объему продаж.
Таким образом, для проведения операционного бенчмаркинга по линии анализа затрат необходимо:
Определить цепочку затрат компании и структуру себестоимости.
Выделить наиболее крупные составляющие этой структуры.
Собрать статистику по этим составляющим.
Собрать статистику "лучших в классе" по этим составляющим.
Смоделировать цепочку затрат и структуру себестоимости "идеальной, лучшей в классе компании".
Сравнить свои цифры с этой идеальной моделью для определения отклонений и причин этих отклонений