В японских фирмах на соотношение стратегического и оперативного планирования влияет уровень диверсификации организации.
В диверсифицированных фирмах выработка стратегических идей и разработка стратегического плана осуществляется в отделениях. Задача высшего руководства организации - координация и объединение стратегий отделений в стратегическом плане организации. Поэтому поиск возможностей повышения нормы прибыли, роста продаж и доли на рынке ведется прежде всего в отделениях. Здесь основное внимание уделяется разработке новой продукции, обоснованию оптимальной программы. Контроль высшего руководства за деятельностью отделений осуществляется при помощи финансовых инструментов.
В специализированных организациях стратегические идеи и планы разрабатываются централизованно. Формирование стратегии и структуры организации осуществляется на основе анализа возможностей, проводимого работниками штабных подразделений. Ориентация на увеличение доли на рынке, рост объема продаж и прибыли требует от руководства особого внимания к анализу действий конкурентов, а также совершенствованию выпускаемой продукции и росту объема продаж. При этом используется прямой контроль за деятельностью отделений.
И в специализированных, и в диверсифицированных организациях исходный пункт стратегического планирования - не наращивание объема производства, а оценка имеющихся возможностей, анализ рынка. Далее анализируется и выявляется разрыв между возможностями развития и существующей ситуацией. На этой базе обосновывается система планов, реализация которых обеспечивает преодоление разрыва.
Стратегическое планирование отвечает на вопрос, что должна делать организация в настоящем, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с внешней средой в будущем.
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури выделяют четыре основные стратегические альтернативы: 1) ограниченный рост, 2) рост, 3) сокращение и 4) сочетание указанных выше альтернатив. Здесь учитывается лишь одна характеристика деятельности организации - объем производства (продаж).
В зависимости от характера можно различать стратегии традиционных и предпринимательских организаций. Последние используют новые управленческие технологии, что позволяет им добиться быстрого роста, обеспечить высокую конкурентоспособность.
В современной России достаточно частыми стали предложения по оказанию помощи в организации планирования на предприятии. Это может быть представлено как в форме непосредственной работы специалистов компании (консультирование, разработка готового плана), так и в форме различных программных продуктов. Сегодня, например, по Программе «Портфель Директора» обучаются сотрудники 620 предприятий России и стран СНГ, среди них: Сбербанк России, ОАО «ЛУКОЙЛ», ООО «ЧИБО СНГ», ОАО «Уралсвязьинформ», ЗАО «Гармония Плюс», ЗАО «РБК СОФТ», MrDoors, ОАО «Русский мех», ОАО «Пивзавод Воронежский», ООО «ЛУКОЙЛ – Нижневолжскнефтепродукт», ОАО «Кузбассэнерго», Иркутская Фармацевтическая Ассоциация, ООО «ТАТНЕФТЬ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ», Группа компаний «Дедал», ОАО «Сибирьтелеком», ООО «АВТО 49 ГРУПП», ЗАО «Европа Плюс Чебоксары», Телерадиокомпания «СКАТ», ОАО Кондитерский комбинат «Услада», ЗАО «Зебра Телеком», «Старик Хоттабыч», ОАО «Мобильные системы связи», группа компаний «Солид» и др. Для государственных учреждений, как правило, разрабатываются программные продукты, учитывающие их специфику. Например, система «Университет» компании «РЕДЛАБ» для формирования и реализации стратегии развития вуза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенно очевидно, что проблема, исследуемая в данной курсовой работе, представляет большой интерес по причине ее высокой практической значимости, но процесс этот сопряжен с большими трудностями.
Подробно остановившись на каждом из вопросов, удалось решить все три задачи: рассмотрев точки зрения ведущих специалистов в этой области, проанализировать понятия «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнить процедуры осуществления стратегического и тактического планирования, раскрыть практический аспект указанных видов планирования и обозначить современные тенденции.
Таким образом, цель достигнута.
К достоинствам курсовой работы следует отнести глубокий анализ связи между стратегическим и тактическим планированием в менеджменте, а также разнообразие представленных позиций и взглядов на данную проблему, сделанный на основе богатого теоретического и практического материала, что, однако, повлекло за собой определенную награможденность суждений, и не дало возможности для более детального структурирования плана.
[1] Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 106 с.
[2] Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру- Режим доступа: http://www.glossary.ru
[3] Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб. пособие для вузов./ А. Т. Зуб. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
[4] Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб. пособие для вузов./ А. Т. Зуб. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
[5] Конышев, В.Н. Война как средство политики: современные американские подходы/ Конышев В.Н.// Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 109-119.
[6] Шелов-Коведяев, Ф.В. Особенности национального планирования: как разорвать порочный круг анахронизмов/ Шелов-Коведяев, Ф.В.// Общественные науки и современность. - 2005. - № 5. - С. 67-73.
[7] Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Учеб. пособие - Режим доступа: http://www.aup.ru
[8] Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Учеб. пособие - Режим доступа: http://www.aup.ru