Рекомендуемые действия частично уже применяются в компании. В частности, увеличивается доля экспорта. Достаточно посмотреть на показатели сбыта основной продукции компании на внутреннем и внешнем рынках за последние 5 лет (табл. 6).
Таблица 6. Сбыт основной продукции ЗАО «СИБПЛАЗ» на внешнем и внутреннем рынках, 2003-2007 г. (в натуральном выражении)
Наименование продукции |
Рынок |
Год | ||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
Медный порошок, тыс. тонн |
внешний |
1430 |
1110 |
1185 |
1165 |
1537 |
внутренний |
1103 |
793 |
718 |
685 |
797 | |
Медный купорос, тыс. тонн |
внешний |
8054 |
7740 |
8098 |
7180 |
9408 |
внутренний |
1422 |
1553 |
1713 |
1291 |
1530 | |
Никель сернокислый, тыс. тонн |
внешний |
72 |
43 |
195 |
228 |
17 |
внутренний |
283 |
247 |
243 |
276 |
146 |
Мы видим, что происходит увеличение сбыта на внешнем рынке при сокращении на внутреннем. С одной стороны, это хорошо с точки зрения потребления и спроса на обоих рынках. Но с другой, повышение объемов сбыта внутри страны в ситуации роста курса доллара дает увеличения прибыли. Поэтому в кризисной ситуации при условии роста доллара нужно искать дополнительные рынки сбыта внутри страны.
Рассмотрим теперь позиции товаров на рынке (по матрице Ансоффа И.)
Матрица приведена в таблице 7.
Таблица 7. Матрица Ансоффа И.
Рынок |
Старый |
Новый | |
Товар | |||
Старый |
Стратегия глубокого проникновения |
Стратегия развития рынка | |
Новый |
Стратегия развития товара |
Диверсификация |
Для компании ЗАО «СИБПЛАЗ» на внутреннем рынке эта матрица имеет вид (табл. 8):
Таблица 8. Матрица Ансоффа И. для внутреннего рынка продукции ЗАО «СИБПЛАЗ»
Рынок |
Старый |
Новый | |
Товар | |||
Старый |
Медная продукция, драгметаллы, цветные металлы | ||
Новый |
Услуга по горячей оцинковке |
Ситуация на внешнем рынке будет иметь следующий вид (табл. 9):
Таблица 9. Матрица Ансоффа И. для внешнего рынка продукции ЗАО «СИБПЛАЗ»
Рынок |
Старый |
Новый | |
Товар | |||
Старый |
Медная продукция, драгметаллы, цветные металлы | ||
Новый |
Таким образом, компании на обоих рынках следует принять стратегию глубокого проникновения для основного вида производимых товаров. В целях диверсификации, следует усилить объемы сбыта на внешнем рынке – некоторые регионы сокращают потребление в условиях кризиса, но некоторые увеличивают.
Для новой услуги по горячей оцинковке рекомендуется локально проводить стратегию разработки новых товаров. Здесь не подходит стратегия диверсификации, так как у основной продукции и новой услуги схожие потребители. Кроме того, доля цеха горячего цинкования в общем объеме прибыли компании незначительна, и предпосылок по ее заметному увеличению нет. Потребителей может привлечь инновационность новой технологии и ее эффективность (цена на готовую продукция после горячей оцинковки повышается в разы). Часть потребителей, закупающие продукцию основного производства, могут стать потребителями новой услуги. Для это достаточно провести исследование внутренней клиентской базы ЗАО «СИБПЛАЗ», которые территориально располагаются в Сибири и на Урале.