Среди наиболее крупных фигур более позднего развития поведенческого направления можно упомянуть, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Новизна этой школы заключалась в стремлении оказать помощь работнику в осознании его возможностей для управления организацией.
Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственных наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный принцип состоял в том, что правильное применение науки о поведении человека всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.
Вывод: Несмотря на многие важные положительные результаты, такой подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его приверженцы.
Одна из основных американских школ менеджмента — «эмпирическая».
Наиболее заметными представителями этого направления были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис.
В основе взглядов сторонников этой школы лежало игра о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации. Именно по этой причине данная школа имелась названа эмпирической.
Эмпиризм — это особый подход к знанию, который предполагает уделение особого внимания опытным данным, которые затем обобщаются и объясняются. Роль теорий и, шире, каждых теоретических представлений, с позиции эмпиризма, не так велика, поскольку теории только объясняют эмпирические (полученные при помощи опыта) факты. Следовательно, эмпирическая школа изначально противопоставила себя некоторым предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой школе и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность.
В рамках эмпирической школы решались два основных вопроса. Во-первых, это практические исследования деятельности менеджеров. Благодаря им последние смогли сформулировать много довольно ценных рекомендаций, вошедших в обиход современного менеджмента. Эмпирическая школа в целом негативно относилась к работам университетских профессоров.
Во-вторых, эмпирическая школа предложила развернутую концепцию нынешнего капитализма. С позиции этой школы, современный капитализм существенно отличается от капитализма в стадии его зарождения.
По мнению сторонников эмпирической школы, профессия менеджера — это особая профессия, которая отличается от остальных двумя признаками. Во-первых, основная задача менеджера заключается в том, чтобы из разнородных ресурсов и способностей подчиненных выработать единое, хорошо функционирующее целое. При этом в каждом конкретном случае ситуация уникальна, а потому и менеджеру приходится исходить из того особого сочетания исходных данных, которое имеется у него в наличии. Во-вторых, задача менеджера состоит в том, что в процессе формирования этого единого целого он должен учитывать долгосрочную перспективу. Ни одной другой специальности такие задачи не присущи.
Эмпирическая школа ориентировалась в основном на практические рекомендации руководителям. Характерным для нее утверждением является, например, следующее: «Убедитесь в том, как ваши сообщения не противоречат вашим действиям», или «Поддерживайте обратную связь в процессе общения». Подобные рекомендации носят исключительно практический характер и нередко не предполагают общей теории, которая могла бы их объединить. По этой причине разработки эмпирического направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком).
Центральным методологическим понятием оказывается понятие связи или связующих процессов. Устанавливаются три основных связующих процесса: коммуникация, равновесие и принятие решения. Главным
интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы пытаются выявить постоянные элементы всякой организации-«организационные универсалии», одинаково присущие как, предположим, часовому механизму, так и обществу. Это стремление опирается на применение к анализу социальных процессов кибернетики, математических методов и т.д. Однако основная цель, которую преследует представители школы «социальных систем», заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.
Наиболее известными представителями этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи, С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс, Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган.
Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания стали основой для возникновения данной школы.
Цель количественной школы – внедрить в процессы управления методы и аппарат точных наук: математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний.
Количественные методы объединены под общим названием «исследование операций», которые представляют по своей сути применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. Основной особенностью школы управления является замена словесных рассуждений и описательного характера моделями, символами и количественными значениями
Вывод: Влияние науки управления или количественного подхода было не очень значительным отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивались с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у немногих руководителей было образования достаточно для понимания и применения сложных количественных методов. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. всё больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение электронных вычислительных машин.
Историческая эволюция основных школ менеджмента
Название школы | Годы формирования | Основатели | Важнейшие характеристики |
1. Школа научного управления |
1885-1920 гг. | Фредерик Тейлор |
Разработка: – принципов рациональной организации труда; – формальной структуры организации; – признаков разграничения исполнительских и управленческих функций. |
2. Административная (классическая) школа |
1920-1950 гг. | Анри Файоль |
Создание системы универсальных принципов управления. |
3.Школа человеческих отношений |
1930-1950 гг. | Э.Мэйо М.П. Фоллет |
Рассмотрение организации как социальной системы. Разработка методов управления посредством воздействия на социально-_психологические факторы. |
4.Школа поведенческих наук | Крис Арджирис Ренсис Лайкерт Дуглас МакГрегор Фредерик Герцберг |
повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов | |
5. Школа науки управления или количественная школа |
1950-по настоящее время | Р.Акофф Л.Берталанфи С.Бир А.Гольдбергер Д.Фосрестер Р.Люс Л.Клейн Н.Джорджеску-Реган |
Использование математических методов исследования операций и экономико-математических моделей. |