ВВЕДЕНИЕ
В деятельности менеджера функция мотивации приобретает особое значение. Очень часто менеджеров называют исполнительными руководителями, так как главный смысл их деятельности заключается в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации, используя при этом все многообразие подходов, принципов, методов.
Руководитель, ориентированный на результат, сознательно основывает свою деятельность по управлению на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за хорошие результаты деятельности не только в настоящем, но и на будущее. Это часть его управленческой работы. Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше, справляться с текущими задачами и предугадывать потребность развития на будущее. Это самым серьезным образом относится и к самому руководителю. Отставший в своем развитии, не имеющий мотивации начальник не сможет внести нужный вклад в работу трудового коллектива. Эффективному руководителю следует взять на себя главную ответственность за свое развитие как личности и руководителя.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Данная функция представляет собой самый мощный и единственно возможный инструмент в руках менеджера, дающий ему возможность высококачественно исполнить работу организации.
Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией. При этом следует учитывать, что истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, трудно определить и они чрезвычайно сложны, так как люди в настоящее время более образованы и лучше обеспечены, чем в прошлом. Поэтому функция мотивации в практической деятельности связана с непрерывной разработкой и использованием стимулов, способствующих эффективному взаимодействию субъектов по совместной деятельности к высокопроизводительному труду.
Для превращения мотивации из предмета труда в инструмент управления менеджеру, кроме высокой культуры и серьезных знаний, требуется способность творчески осмысливать складывающуюся ситуацию с учетом многообразия факторов деятельности конкретных людей и управляемого коллектива в целом.
Все многообразие известных подходов к побуждению сотрудника отдавать работе максимум усилий для продуктивного выполнения поставленных задач основано на работах ученых различных психологических школ.
Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: теории содержания и теории процесса. Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации. Чтобы действительно можно было понять мотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подход к рассмотрению.
Учитывая изложенное и принимая во внимание актуальность исследуемой темы, целью данной работы является комплексное изучение наиболее ярких представителей теорий мотивации и анализ их трудов.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- изучить наиболее ярких представителей теорий мотивации;
- рассмотреть и проанализировать сущность и содержание данных теорий.
Абрахам Маслоу.
Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование и содействовали этому, хотя, по его собственному признанию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге.
Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в колледже, убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете.
В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где он закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян.
Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетическими дефектами. Тем не менее, брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: "Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин".
После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк, продолжал исследования в Колумбии, затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х - начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера.
В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г.
В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период.
В 1951 г. Маслоу перешел в только что организованный Бренданский университет, приняв пост председателя психологического отделения; он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1967-1968 гг. он был президентом Американской Психологической Ассоциации, в 1968- 1970 гг. - Членом совета Лафлиновского благотворительного фонда в Калифорнии. Этот не академический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания. Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: "По направлению к психологии бытия" (1968); "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация и личность" (1987); "Новые измерения человеческой природы" (1971).