В табл.1 используются следующие понятия (согласно теории В.И. Герчикова относительно мотивационной структуры личности):
1) достижительная трудовая мотивация – направленная на достижение наилучших результатов в трудовой деятельности;
2) избегательная трудовая мотивация – направленная на избегание неудач (т.е. отсутствие отрицательных результатов трудовой деятельности – уже хорошо).
Практическая направленность теории Герцберга состоит в том, что манипуляция факторами труда позволяет влиять на удовлетворённость персонала своим трудом. Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Активизация мотивирующих факторов способна обеспечить максимально возможное участие персонала в делах фирмы: от принятия самостоятельных и ответственных решений на своём рабочем месте до соучастия в инновационных программах компании.
Многие организации попытались реализовать теоретические выводы Герцберга посредством программ обогащения труда, когда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений её непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Есть предположение, что такой гигиенический фактор, как деньги, может компенсировать большинство других гигиенических факторов. Например, дальность работы от дома вполне компенсируется удовлетворительным для сотрудника заработком, так же как условия труда, график работы и прочее, при условии, что эти вопросы не являются принципиальными для сотрудника. Что касается мотивирующих факторов − это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения (при наличии у сотрудника достижительной мотивации) возможна только на непродолжительное время. Тем не менее, многие из мотивирующих факторов тоже непосредственно связаны с деньгами, как материальным выражением оценки профессиональных успехов, степени ответственности и т.д.[2]
Мотивирующие же факторы могут лишь частично и ненадолго компенсировать недостаток гигиенических факторов (см.табл.1).
Модель Герцберга оставляет возможность критики.
1. Данный подход на первый взгляд напоминает несколько видоизмененный
гедонизм (искать удовольствия, избегать огорчений), где понятие
удовольствия заменено самовыражением. Традиционное возражение
гедонизму (например, то, что мы не можем непосредственно искать
удовольствий или избегать огорчений, а можем лишь искать курс действий,
следствием которого явились бы огорчения или удовольствия)
представляется в данном случае менее уместным, так как Герцберг как раз
точно определяет те условия, которые вызывают “страдания” или
“психологический рост”.
2. Н. Кинг утверждает, что полемика по поводу двухфакторной теории Герцберга во многом вызвана недостаточно четкими формулировками автора.
По мнению Кинга, наиболее вероятная версия такова: “Все мотиваторы,
вместе взятые, вносят больший вклад в удовлетворение от работы, чем
совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы, вместе
взятые, вносят больший вклад в неудовлетворенность работой, чем
совокупность мотиваторов”.
Кинг утверждает, что дальнейшие исследования по методу выявления критических
ситуаций должны были бы показать, что “в целом мотиваторы упоминаются в
ситуациях наибольшей удовлетворенности чаще, чем в целом гигиенические
факторы, и гигиенические факторы в целом упоминаются в ситуациях наибольшей
неудовлетворенности чаще, чем в целом все мотиваторы”. Даже если мы
согласимся с тем, что такие выводы возможны, то в какой степени они
подтверждают гипотезу? Тот факт, что при повторении исследования по методу
Герцберга были получены, в общем, аналогичные результаты, просто подтверждает
правильность первоначальных результатов, но мало что говорит нам о
правильности тезиса. Действительно, результаты других исследований,
полученные, в частности, К. Линдсеем, Э. Марксом и И. Горлоу, Хьюлином и А.
Смитом, доказывают, что и “мотиваторы” и “гигиенические” факторы могут
вызывать как удовлетворенность работой, так и неудовлетворенность ею.
Кинг, во всяком случае, указывает, что версия, которой, по-видимому, отдает
предпочтение Герцберг, не была подтверждена в исследованиях, проводившихся по
методикам, отличным от методики “критических ситуаций”, и что теория
Герцберга, возможно, просто отражает субъективизм и предвзятость, характерные
для методов самонаблюдения. Руководители, если им предложить описать
исключительно благоприятные ситуации, естественно, воспользуются
возможностью поговорить о своих успехах; в то же время, если их спросить об
исключительно неблагоприятных ситуациях, они будут стремиться обвинить
других людей в своих неудачах или сошлются на “объективные обстоятельства”.
Это согласуется с теорией, согласно которой люди склонны изменять восприятие
причинных связей таким образом, чтобы сохранить или улучшить свою
самооценку; когда люди успешно справляются с каким-то заданием, они считают,
что своим успехом они обязаны самим себе, но не склонны объяснять неудачи
своими ошибками.
3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают на то, что доказательства,
применявшиеся для обоснования предпосылки “удовлетворение ведет к
действию”, не являлись экспериментальными.
Заключение
Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию иерархии потребностей Маслоу и сделал её более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение некоторых факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали, а зачастую и вовсе игнорировали. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания факторов, вызывающих удовлетворённость работой, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть мотивации к труду; она не даёт адекватного описания этого сложного процесса.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга успешно эмпирически подтверждалась и так же успешно опровергалась. Тем не менее теория была признана многими учеными и повлияла на развитие многих других теорий.
Впоследствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты личности и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.