|
В практике управленческого учета на Западе два варианта связи управленческой и финансовой бухгалтерии. Эта связь осуществляется при помощи контрольных счетов, какими являются счета расходов и доходов финансовой бухгалтерии. При наличии прямой корреспонденции счетов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами имеет место интегрированная (монистическая) подсистема учета на предприятии. Если подсистема управленческого учета автономная, замкнутая, используются парные контрольные счета одного и того же наименования, т.е. отраженные, зеркальные счета, или счета-экраны.
Методы, используемые в управленческом учете, разнообразны:
· некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
· приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т.д.);
· математические методы (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов и т.д.)
Цели управленческого учета:
· оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
· контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;
· обеспечение базы для ценообразования;
· выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.
Цель управленческого учета – обеспечить менеджеров информацией. К информации такого рода предъявляются иные требования, чем к информации, предназначенной для внешних пользователей:
1. Адресность (конкретным адресатам в соответствии с их уровнем подготовленности и иерархии);
2. Оперативность (должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение);
3. Достаточность (в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения; не должно быть избыточной информации и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения);
4. Аналитичность (должна содержать данные текущего экспресс-анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами);
5. Гибкость и инициативность (должна обеспечиваться вся полнота информационных интересов в условиях меняющихся управленческих ситуаций);
6. Полезность (привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия);
7. Достаточная экономичность (затраты по подготовке информации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования).
В управленческом учете может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т.п.) и количественная, которая в свою очередь может быть учетной и неучетной, т.е. документально обоснованной и нет. Для принятия оперативных управленческих решений может использоваться полная и неполная информация об объекте исследования.
В управленческом учете учетная информация занимает 20% - 30%; остальные – экономический анализ (в финансовом учете соотношение 40% - 60%).
Информация управленческого учета носит конфиденциальный характер.
Заключение.
Управленческий учет — составная часть информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия.
Важнейшим моментом при определении сущности управленческого учета, является аналитичность информации. В составе управленческого учета информация собирается, группируется, идентифицируется, изучается в целях наиболее четкого и достоверного отражения результатов деятельности структурных подразделений и определения доли участия в получении прибыли предприятия.
Объектами бухгалтерского управленческого учета являются затраты (текущие и капитальные) предприятия и его отдельных структурных подразделений — центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности; внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Предметом управленческого учета является производственная деятельность центров ответственности (сегментов организации), поэтому иногда управленческий учет называют учетом по центрам ответственности, или сегментарным учетом.
Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления. Функции управления обычно состоят из: планирования, контроля, оценки, непосредственно организационной работы, внутренних информационных связей и стимулирования.
Управленческий учёт является важнейшей частью системы планирования и контроля предприятия, при помощи которого определяется рентабельность отдельных изделий и предприятия в целом. Управленческий учёт затрат носит краткосрочный характер и определяет калькуляционные издержки и калькуляционный экономический результат предприятия. При помощи управленческого учёта осуществляют экономически обоснованное ориентированное на будущее планирование экономических показателей, ценообразование, формирование производственной и сбытовой программ, контроль выполнения планов, оценку кредитоспособности и выработку системы отчётности. Формирование системы учёта затрат является необходимым условием создания эффективной планово - учётной подсистемы системы контроллинга, позволяет правильно оценить существующее экономическое положение предприятия и построить ближайшие (краткосрочные) цели предприятия, создать необходимые условия для стратегического планирования и контроля.
Управленческий и финансовый учет образуют единую систему бухгалтерского учета на предприятии. Общепринятые принципы финансового учета действуют и в управленческом учете. И в финансовом учете и управленческом учете используется оперативная информация. Предъявляются единые требования в первичной документации, которая является источником информации как для финансового, так и управленческого учета.
Данные и финансового и управленческого учетов используются для принятия решений.
Область сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
1.Обязательность ведения |
Обязательно. Должны быть приложены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой точностью как это необходимо по законодательству, независимо от мнения руководства на этот счет |
Всецело зависит от воли руководства: никакие посторонние органы и организации не имеют права указывать, что нужно и ненужно делать. Нет смысла в сборе и обработке ненужной информации |
2.Цель ведения учета |
Составление финансовых документов для пользователей вне организации. Когда документы составлены – цель достигнута. |
УУ – средство обеспечения планирования, управления и контроля в организации (процесс непрерывный). |
3.Пользователи информации |
Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и т.д. |
Внутренние пользователи: менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации |
4. Базисная структура |
Строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Собственный капитал (капитал учредителей) + Обязательства |
Структура информации зависит от запросов пользователей |
5.Основные правила |
Ведется в соответствии с нормами и правилами БУ. У пользователей должна быть уверенность в правильном понимании данных БУ |
Управленческий аппарат может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности. |
6. Привязка ко времени |
Отражает финансовую историю организации. Проводки делаются после совершения операций. «Как это было». |
Кроме исторической информации включаются оценки и планы на будущее. «Как это должно быть». |
7.Тип информации |
Финансовые документы – конечный продукт ФУ – содержит информацию в стоимостном выражении |
Информация в стоимостном и натуральном выражении |
8.Степень точности информации |
Высокая степень точности |
Могут использоваться приближения и примерные оценки, ради оперативности |
9.Периодичность отчетности |
Полный финансовый отчет – по итогам года и ежеквартально |
Детализированные отчеты в больших организациях – ежемесячно; могут составляться еженедельно, ежедневно, иногда – немедленно. |
10.Сроки предоставления отчетности |
Т.к. необходимо время для аудиторской проверки, для оформления отчетности, то она попадает к пользователям через несколько недель после окончания отчетного периода |
Обычно составляются и предоставляются в течение нескольких дней после окончания отчетного периода; при оперативных отчетах – на следующее утро |
11.Объект отчетности |
В финансовых отчетах организация – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам. |
Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности |
12.Ответственность за правильность ведения учета |
Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение отчетности |
Т.к. нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных УУ, но не за сами данные УУ |