По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:
единоличные;
коллегиальные;
коллективные.
Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:
компетентности руководителя;
уровня квалификации коллектива;
характера задач;
ресурсов и т.д.
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
текущие (оперативные);
тактические;
стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
· эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:
· графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
· математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
· эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению управленческие решения делятся на:
· жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
· ориентирующие, определяющие направление развития системы;
· гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
· нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.
Уравновешенные решения,принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются “с наскока”, “рывками”.
Инертные решения,становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения, отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения,характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения,
Схематическая классификация управленческих решений
Управленческие решения |
По функциональному содержанию |
- плановые - организационные - контролирующие - прогнозные - регулирующие - учетные - аналитические | |
По характеру задач |
- экономические - организационные - технологические - технические - экологические - прочие | ||
По уровням иерархии |
- на уровне базовых систем - на уровне подсистем - на элементарном уровне | ||
По характеру организации разработки |
- единоличные - коллегиальные - коллективные | ||
По характеру целей |
- текущие - тактические - стратегические | ||
По причинам возникновения |
- ситуационные - по предписанию - программные - инициативные - эпизодические | ||
По исходным методам разработки |
- графические - математические - эвристические | ||
По организационному оформлению |
- жесткие - ориентирующие - гибкие - нормативные | ||
Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
· сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);