рефераты по менеджменту

Моделирование процесса принятия управленческого решения

Страница
2

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:

единоличные;

коллегиальные;

коллективные.

Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:

компетентности руководителя;

уровня квалификации коллектива;

характера задач;

ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

текущие (оперативные);

тактические;

стратегические.

По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;

инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

· эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:

· графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевыхмоделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

· математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

· эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

· жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

· ориентирующие, определяющие направление развития системы;

· гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;

· нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения,принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются “с наскока”, “рывками”.

Инертные решения,становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения, отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения,характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения,

Схематическая классификация управленческих решений

Управленческие решения

По функциональному содержанию

- плановые - организационные - контролирующие - прогнозные - регулирующие - учетные - аналитические

По характеру задач

- экономические - организационные - технологические - технические - экологические - прочие

По уровням иерархии

- на уровне базовых систем

- на уровне подсистем

- на элементарном уровне

По характеру организации разработки

- единоличные - коллегиальные - коллективные

По характеру целей

- текущие - тактические - стратегические

По причинам возникновения

- ситуационные - по предписанию - программные - инициативные - эпизодические

По исходным методам разработки

- графические - математические - эвристические

По организационному оформлению

- жесткие - ориентирующие - гибкие - нормативные

Модели принятия управленческих решений

Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

· сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту