Введение
Усложнение среды и самих организационно-производственных систем привел к росту значимости менеджмента в успехе. До начала двадцатого века менеджмент больше напоминал набор практических рекомендаций и описания имевших место ситуаций.
Бурный рост общественного производства в двадцатом веке стимулировал развитие менеджмента как науки. Свидетельство тому - издание в текущем веке первых учебников, создание специализированных учебных заведений для изучения менеджмента, применение математических методов в решении его задач и т. п.
В настоящее время этот рост продолжается и находит отражение в структурировании менеджмента. Такое структурирование происходит по следующим признакам:
1) объект управления (банки, персонал, товаропотоки, запасы, технологии и т. п.);
2) организационно-правовая форма предприятия (коммерческие или некоммерческие организации, полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, холдинги, финансово-промышленные группы и др.);
3) область деятельности (производство, посредничество, коммерческие сделки, финансы, страхование и т. д.);
4) типы менеджмента (традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический (японский), стабилизационный; стратегический, перспективный, текущий, оперативный; разовый, циклический, непрерывный (процессный подход) и др.).
Поэтому в рамках менеджмента как научной дисциплины интенсивно формируются такие направления, как управление персоналом, финансовый менеджмент, стратегический и оперативный менеджмент, управление банками и т. д.
Классификация типов менеджмента, с одной стороны, предшествует анализу и выделению факторов, важных для классификации, а с другой стороны, основывается на различных сочетаниях этих факторов для разных типов менеджмента. Это позволяет оценить возможность как теоретического, так и практического развития конкретного типа менеджмента за счет развития определенных факторов, на которых он базируется.
И использование этой классификации позволяет менеджеру при решении практических задач выбрать наиболее соответствующий условиям конкретной задачи тип менеджмента. При этом можно резко сократить затраты времени на поиск наиболее подходящих приемов менеджмента, повысив его эффективность.
Классификация Типов Менеджмента По Методологии Взаимодействия С Объектом Управления
В менеджменте известны три методологических подхода: традиционный, системный, ситуационный. Автору представляется возможным выделить еще три типа менеджментa: социально-этический, морально-этический, стабилизационный.
Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам (в том числе пожизненный наем), со значимым использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и т. п. Этот тип менеджмента наиболее ярко практикуется в Японии. Поэтому представляется возможным назвать его японским. Практикуется он только в отношении персонала. Но, как уже отмечалось, содержание настоящей книги составляют методы, общие для всех типов менеджмента (системные основы менеджмента), а не отдельных его направлений. Поэтому в дальнейшем в настоящей книге этот тип менеджмента рассматривается только для обеспечения полноты классификации типов менеджмента.
Дадим краткую характеристику методологии других типов менеджмента. При этом будем исходить из того, что целью менеджмента для коммерческих организаций могут быть:
- получение максимальной прибыли за текущий период времени или за время рыночного цикла товара, необходимого объема прибыли:
- завоевание большей доли рынка;
- максимизация цены акций и т. д. А цели производственного менеджмента могут быть выражены альтернативными требованиями:
- минимизация затрат на изготовление определенного количества продукции,
- максимизация количества выпускаемой продукции;
- максимизация загрузки оборудования,
- обеспечение равномерности загрузки оборудования, при ограничении на другие параметры производственного процесса (годовой фонд времени работы оборудования, недогрузку оборудования, пропускную способность оборудования и т. п.).
Поскольку на практике еще встречаются формулировки целей типа «максимум количества продукции при минимуме затрат», необходимо отметить некорректность такого рода формулировок. Можно требовать только чего-то одного - либо максимизации одного параметра при ограничениях на остальные, либо минимизации другого параметра при ограничениях на остальные.
Методология каждого из типов менеджмента определяет, какие факторы учитываются и используются при достижении конкретных целей.
Традиционный подход разрабатывает и, используя принципы и правила управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и (или) организаций. По сути, такой менеджмент исходит из того, что все объекты управления одинаковы и одинаково реагируют на одинаковые воздействия. Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы); процесс преобразования Отступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении)
Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают тройку: «состояние объекта управления» - «располагаемые управляющие воздействия» - «последствия управляющих воздействий»
Социально-этический менеджмент направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений. При этом объект деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесение недопустимого ущерба (военные, специальные и т.п.).
К объектам, попадающим в сферу влияния принимаемых решений, на различных уровнях иерархии могут быть отнесены: физические лица (потребители, посредники и персонал), юридические лица (поставщики, посредники, потребители), живая природа, общество в целом, если их зависимость этих решений не может быть признана ничтожно малой.
Цели управления (например, максимизация прибыли и т. п.) при социально-этическом менеджменте должны учитывать в качестве ограничения требование не нанесения недопустимого ущерба другим элементам рыночной системы. Это требование должно учитываться и при формализации целей управления в процессе синтеза критерия оценки эффективности принимаемого решения. Например, критерий может быть сформулирован следующим образом: «Максимизировать чистую прибыль, при недопущении определенных последствий (признанных недопустимыми: изменения долей на рынке более 3% в календарный период, изменения цен более, чем на 2% в месяц и т. д.) для определенных участников рынка».