* Экономия сырья и материалов, энергетических ресурсов и технических средств в процессе осуществления упаковки, транспортировки, погрузки-разгрузки и складирования готовой продукции.
2. Экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия
* Экономия сырья и материалов посредством использования общепринятых или специфических ( специально приспособленных для клиента ) рецептур, предписаний по обработке и технике применения изделий.
* Оптимизация ассортимента изделий с осуществлением экономии сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством изменения ( расширения или сужения ) областей применения выпускаемых в настоящее время изделий.
* Проведение консультаций с заказчиками изделий по дальнейшей обработке и, соответственно, по применению поставляемых изделий, а также по решению проблем, которые возникают в процессе обработки и применения изделий.
* Исследование отказов работы изделий у заказчиков, обусловленных применением того или иного сырья ( или материалов ), и устранение причин, вызывающих отказы в работе изделий.
3. Экономия сырья и материалов посредством усовершенствования технологического процесса
* Разработка и использование технологических процессов, которые гарантируют высокое и стабильное качество изделий.
* Сокращение, обусловленное использованием того или иного технологического процесса, расходов сырья и материалов, энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции, а также потерь сырья и материалов и энергетических ресурсов.
* Повышение способности приспосабливаемости разработанных технологических процессов к измененным видам сырья и материалов и материально - существенным специфическим требованиям потребителей готовой продукции.
* Разработка технологических решений для продолжительного или оперативного замещения ( взаимозаменяемости ) сырьевых и вспомогательных материалов, а также энергетических ресурсов.
* Сокращение потребности в сырье и материалах для настройки и внедрения технологических процессов.
4. Экономия сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством осуществления исследований и разработок в областях использования сырья и материалов и энергетических ресурсов
* Исследование и использование конструктивных и технологических свойств сырья и материалов.
* Поиск новых и расширение области использования известных конструктивных и технологических решений, пригодных для использования первичного и вторичного сырья и материалов.
* конструктивных и технологических возможностей взаимозаменяемости материальных ресурсов.
* Исследование и разработка конструктивных и технологических экономических решений, а также решений, которые могут быть использованы для взаимозаменяемости энергоносителей и применяемых источников энергии, среди которых немаловажное значение занимают источники энергии, осуществляемые посредством отвода тепла.
- учет всех отходов производства;
- подготовку и обработку отходов производства ( во взаимодействии с производственным выпуском готовой продукции );
- складирование отходов производства;
- использование отходов производства в качестве вторичного сырья.
Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.
С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование, хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.
Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведение материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создает условия для выпуска дополнительного количества продукции.
Цель данной работы не будет достигнута, если не показать работу всего процесса управления материальными ресурсами на конкретном примере. Для этого, я хотела бы проанализировать работу нескольких отечественных мебельных предприятий:
- торговый дом “Рода”(сначала занимался реализацией мебели, но постепенно перешел к ее производству),
- концерн“Меркс“( занимался продажей офисной мебели из Италии и Польши, позже принято решение об основании производства,
- ОАО “Мотовиловский ДОК”,
- АО “Лагода”,
- СП“Мост”(специализируется на производстве кроватей),
- фирма “Гарлен” (выпускает офисную мебель),
- ЗАО “Тексон”(выпускает мягкую мебель”,
- кооператив “Тесляры”(изготавливает на заказ мебель из натурального дуба).
Материалы и поставщики
Производящие мебель компании в 90 случаях из 100 используют иностранное сырье, поставками которого занимается большое количество импортеров. Проще всего СП “Мост”- предприятие само импортирует нужное для производства, т.е. сырье приобретается без торговой наценки. “Рода” получает все материалы для производства из-за рубежа. “Тесляры” используют немецкие и итальянские комплектующие, но дуб у них отечественный. Они полагаются на своих постоянных поставщиков. Найти их было нетрудно, поскольку предложений, включающих поставку бревен прямо на предприятие заказчика, в избытке. Кубометр круглого дуба стоит от $100 до $130. Выбор поставщика делается исходя из качества предлагаемого им материала, т.к. разница цен у поставщиков невелика. Не влияет на размер издержек для заказчика и место, откуда поставляется лес. Председатель кооператива “Тесляры” двумя правилами, которым нужно следовать, чтобы не “проколоться” с поставщиками леса. Первое - заранее обговаривать все параметры. Второе - оплату производить только после получения материала.
Руководство ЗАО “Тексон” считает, что для поисков поставщиков вполне достаточно прайс-листов. Как правило, стоит где-то появиться информации о твоей фирме, они первые тебя найдут. Главное правило во взаимоотношениях с незнакомыми партнерами - оплата по факту поставки.
Интересно, что традиционная для нашей страны проблема поиска надежных партнеров оказывается характерна и для транснационального рынка. У торгового дома “Рода” 90% поставщиков - постоянные партнеры. В процессе работы происходит отсев. И представление о том, что на Западе производство работает идеально, далеко не всегда верно. В Италии можно встретить ненадежных партнеров, которые месяцами не выполняют поставки. Разница между поставщиками в том, что у лучших всегда есть альтернатива.