Искусство допроса
Елена Хампира
Принять человека на работу - значит рискнуть. Ведь вы не всеведущи и не можете предвидеть, чем в данном случае обернется заключение трудового договора. Доля риска есть всегда, но от вас зависит, большая или меньшая. Собеседование с потенциальным сотрудником аптечного предприятия - это повод свести риск к минимуму. Дело за малым - грамотно провести решающую беседу. Лучше, когда за такое ответственное дело берутся специалисты-кадровики: уж они-то знают толк в отсеве и отборе. А что делать простому смертному -заведующему аптекой, если он вынужден самостоятельно встречаться с кандидатами и выбирать из них лучшего? Чем руководствоваться в выборе, как узнать о человеке максимум важной информации, отличить ложь от правды, не имея ни опыта кадровика, ни знаний психолога? Сегодня мы поговорим о том, как провести "очную ставку" с кандидатом на должность фармацевта в вашей аптеке.
Предполагается, что перед личной встречей с кандидатом вы уже ознакомились с его резюме. И оно вас в общем устроило — иначе нет смысла встречаться. Может быть, кандидат даже заполнил предложенную вами анкету. Однако ни анкета, ни резюме не дают цельного представления о человеке. Ваша цель при встрече — раскрыть те моменты, которые можно выявить только в личном общении. Да, кандидат уже рассказал в анкете, что для него на первом месте — увлекательность работы, а деньги — на пятом. Но правда ли это, бумага не скажет. Вы можете сверить его ответы с вашими впечатлениями при беседе и сделать выводы.
При собеседовании по возможности учитывайте шаблоны своего восприятия, но не бойтесь полагаться на интуицию: личная встреча затем и нужна, чтобы вы могли получить непосредственное впечатление от человека, определиться, хотите ли принимать его в свой рабочий коллектив.
Грамотное собеседование с кандидатом проходит три этапа:
1) установление контакта (пара ни к чему не обязывающих светских реплик, чтобы кандидат расслабился);
2) получение и проверка необходимой информации, ответы на вопросы кандидата о вашей аптеке и предлагаемой должности;
3) завершение интервью — подведение итогов и договоренность о дальнейших шагах.
Каждый из этапов собеседования по-своему информативен: о кандидате вам многое может рассказать как прелюдия к основной беседе (опоздал ли на встречу, легко ли вошел в общение и т.д.), так и завершение интервью. Однако самой информативной является основная часть собеседования, на содержании которой мы сегодня и остановимся. Именно к ней следует готовиться особенно тщательно.
По ходу интервью с кандидатом вам предстоит:
определить соответствие его личных качеств корпоративной культуре вашей аптеки, а также проанализировать совместимость кандидата и его будущих коллег;
понять его мотивацию (хочет ли кандидат успешно работать на предлагаемой должности и в вашей организации и чем подкрепляется это желание);
определить способности кандидата (может ли кандидат успешно выполнять должностные обязанности).
Эти задачи нетрудно выполнить, если тщательно подготовиться к интервью, заранее сформулировав свои требования.
Подготовка к интервью уже дает ответ на половину ваших вопросов.
Так, чтобы понять, насколько органично человек войдет в ваш коллектив, нужно заранее четко представить, кто в этом коллективе нужен. В идеале новичок должен вписаться в коллектив по принципу комплементарности, т.е. дополнения. Составьте "социологический портрет" коллектива аптеки. Кого вам не хватает в нем? Инициативных и творческих людей, способных заразить коллег энергией, — или таких хоть отбавляй, а не хватает как раз честных трудяг, которые молча делают свое дело? Нужен ли вам потенциальный неформальный лидер, обаятельный и уверенный в себе, — или вы рассчитываете на собственный авторитет? Вам нужна молодая смена или опытный провизор? Исходя из общего баланса характеров и ролей в коллективе, вы можете хотя бы в общих чертах набросать для себя портрет будущего сотрудника и, корректируя его по мере надобности, подыскивать подходящего кандидата. Тем самым сэкономите время: не будете тратить его на собеседование с человеком, который, как станет ясно при первых фразах, совершенно не вписывается в заранее заданную схему. Впрочем, нужно быть готовым к неожиданностям: если "неподходящий" человек уж очень понравится и заинтересует . у всякого правила должны быть исключения!
Заранее пометьте на полях резюме те места, которые вызвали у вас вопросы, чтобы не забыть уточнить их при беседе (не забудьте уделить особое внимание предыдущим местам работы). При проведении интервью имеет смысл дублировать |лишь те вопросы анкеты, которые вызвали у вас сомнения.
То же относится и к мотивации кандидата: следует заранее продумать, какую мотивацию вы приветствуете, т.е. чем, по-вашему, должен быть заинтересован в работе ваш сотрудник и что, по вашему мнению, слишком ненадежный стимул к ТРУДУ.
Не ищите идеал. Кандидат, который на две головы выше вакантной должности, скоро уйдет от вас, если не предоставить ему возможности быстрого карьерного роста.
Что касается личных качеств кандидата, его способностей, с которыми вам предстоит ознакомиться, то определитесь сразу, чего вы от него хотите. Задав себе этот простой вопрос, вы сразу сможете отсеять ненужную информацию и сосредоточиться на главном.
Помимо чисто профессиональных познаний в области фармацевтики (проверить которые вам как раз не составит труда) есть традиционный набор качеств идеального сотрудника аптеки:
1. Умение общаться (коммуникабельность).
2. Готовность прийти на помощь (в том числе собственным коллегам), общая ориентированность на другого человека.
3. Неконфликтность (терпение, выносливость, дипломатичность, лояльность к собеседнику).
Это три кита, на которых держится деятельность работника аптеки.
Насколько человек коммуникабелен? Это очень просто проверить, если вы хорошо понимаете значение этого слова. Коммуникабельность не есть болтливость (кому нужен сотрудник, который просто болтлив?). Это умение поддержать разговор, быть обаятельным и интересным собеседником. Спросите себя: вам нравится человек, разговаривающий с вами? С ним приятно говорить? Вот и ответ на ваш вопрос.
Ориентированность на других, альтруизм. Насколько внимателен человек к собеседнику, видно уже из того, как он ведет разговор: проявляет пи заинтересованность, не уходит ли в себя, не держится ли "сам по себе".
Неконфликтность, терпение, умение разрешать проблемы. Предложите кандидату высказать свое мнение по поводу некой конфликтной ситуации в торговом зале (например, клиент обвиняет персонал аптеки, что ему продали поддельный препарат). Спросите, считает ли он кого-то виноватым в подобном случае. Обвинения, излишняя агрессия в адрес нерадивых поставщиков или глупых клиентов - уже показатель конфликтности человека.