рефераты по менеджменту

Методы генерирования альтернативных решений

Страница
3

Согласно парадигме "рациональных решений" осознан­ный выбор решения должен производиться только на основе сравнения по предпочтительности результатов, которые обес­печивает в операции та или иная из альтернатив. В этой свя­зи весьма важными оказываются взаимосвязанные задачи оценки альтернатив и моделирования предпочтений ЛПР. По­нятно также, что предпочтения ЛПР в отношении ценности альтернатив должны выявляться не абстрактно, а только для конкретных значений соответствующих им результатов в рас­сматриваемой операции. При этом задача получения резуль­татов для оценки альтернатив имеет как бы первостепенное значение.

Итак, задача оценки альтернатив имеет главной целью получение для каждой альтернативы значений связанных с ней результатов, характеризующих интенсивность существен-в ных свойств исходов операции. Эту задачу, в принципе, нецелесообразно и не следует решать в отрыве от задачи формирования исходного множества альтернатив. В то же время из методических соображений задачу оценки альтернатив целесообразно рассматривать как самостоятельную, поскольку только так можно выявить ее особенности.

Основным средством получения новой информации для принятия решений в отношении крупно­масштабных проблем все же следует считать моделирование.

Часто представители старой школы управленцев, а так­же люди, не слишком искушенные в вопросах моделирова­ния, под словами "модель", "моделирование" склонны пони­мать лишь математические модели и процесс их создания. На самом деле, при рассмотрении этих понятий в непосредствен­ной связи с основными задачами управления легко понять, что это далеко не так. Важно сразу получить правильные ответы на два наиболее часто поступающих и весьма харак­терных вопроса типа: "Для чего управленцу нужна модель?", а также "Какие и для исполнения каких функций управле­ния следует использовать модели?"

Факторы, определяющие эффективность решений: объек­тивные ("качество", "условия", "способы") и субъективные ("рассудительность", "инициатива", "характер", "опыт"). Предметы моделирования при разработке решений также не слишком многочисленны, если учесть особенности целей уп­равления. Так как главной задачей управления все же явля­ется управление людьми, то ЛПР постоянно приходится что-то этим людям объяснять, чему-то их учить, как-то форми­ровать их умения и навыки и т. п. В ходе постановок задач исполнителям, обучения подчиненных, при осуществлении контрольных функций, ЛПР очень часто приходится в упро­щенном виде объяснять, воспроизводить, имитировать или форму какого-то объекта либо явления, или содержание. В зависимости от конкретной ситуации, а также для придания своим действиям большей выразительности, ЛПР может об­разы формы и содержания объекта представлять как в стати­ке, так и в динамике.

Для имитации формы объекта хорошо подходят механи­ческие образы (копии, макеты и т. п.), графические ("видео­модели"), вербальные и звуковые образы ("аудиомодели"). А чтобы адекватно воспроизвести содержание объекта, поми­мо уже перечисленных средств ЛПР может прибегнуть или к специально построенным "мыслительным технологиям" (на­пример, прибегнуть к фантазиям и эвристикам в ходе "моз­гового штурма"), или использовать математические символы и операции над ними, т. е. построить математическую модель. Если же существо управляемого или изучаемого процесса, явления определяется тем, какие конкретно действия пред­примут какие-то определенные субъекты операции, то ЛПР целесообразно назначить специальных людей выполнять в упрощенном виде главные из реальных функций тех субъек­тов, существенно упростить исследуемую ситуацию с сохра­нением ее главных черт и воспроизвести моделирование в специальной динамической форме, так называемой игровой модели. Понятно, что динамические модели предмета более информативны, даже если это касается воспроизведения его формы. Например, анимация местности с изменяющимся мас­штабом изображения от "птичьего полета" до "взгляда с вы­соты муравья" дает более выразительный образ местности, чем ее статический макет.

При разработке моделей, в ходе процесса моделирова­ния очень важно учесть, на каком уровне иерархии управле­ния действует пользователь. Это очень важно, если учесть, что на каждом из таких уровней свои функции, задачи, тра­диции, представления о "входной" и "выходной" информа­ции. Обязательно нужно учитывать управленческий статус пользователя. Но сколько уровней рассмотреть? Оказывается, вполне достаточно рассматривать всего лишь четыре концептуальных уровня иерархии управления. В табл. 1. отображены основные типы моделей, которые целесообраз­но рекомендовать управленцам различного концептуального статуса. Реально на практике уровню "исполнителя" соот­ветствует управленец категории до мелкой фирмы, уровню "администратор" — до среднего и крупного предприятия (фирмы), "руководитель основного звена отрасли" — концеп­туально моделирует управленца до уровня отделов и управ­лений министерства, а "высшее руководство" — это уровень министерства и выше.

Таблица 1.

Типы моделей, рекомендуемые управленцам различного статуса

Концептуальный уровень иерархии управления

Главные функции на концеп­туальном уровне иерархии управления

Рекомендуемые для использования тины моделей

1

2

3

"Исполнитель"

Исполнение точно поставленных задач, детальных указаний; ми­нимум свободы принятия реше­ний (только в части нюансов тех­нологии исполнения задания)

Информационно-справочные системы, оптимизационные моде­ли, тренажеры

"Администратор"

Руководство группой исполните­лей или небольшими отделами организации, принятие решений о тактике действий, выбор способа распределения небольших объе­мов активных ресурсов

Информационно-справочные системы, расчетные модели, ди­дактические (обучающие) и развивающие модели

"Руководитель звена отрасли"

Руководство крупной организа­цией, определение подробной тактики действий и элементов стратегии поведения, участие в разработке решений по стратеги­ческим вопросам

Когнитивные и демонст­рационные модели

"Высшее руково­дство"

Определение политики и выбор стратегии

Концептуальные и когни­тивные модели

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту