Согласно парадигме "рациональных решений" осознанный выбор решения должен производиться только на основе сравнения по предпочтительности результатов, которые обеспечивает в операции та или иная из альтернатив. В этой связи весьма важными оказываются взаимосвязанные задачи оценки альтернатив и моделирования предпочтений ЛПР. Понятно также, что предпочтения ЛПР в отношении ценности альтернатив должны выявляться не абстрактно, а только для конкретных значений соответствующих им результатов в рассматриваемой операции. При этом задача получения результатов для оценки альтернатив имеет как бы первостепенное значение.
Итак, задача оценки альтернатив имеет главной целью получение для каждой альтернативы значений связанных с ней результатов, характеризующих интенсивность существен-в ных свойств исходов операции. Эту задачу, в принципе, нецелесообразно и не следует решать в отрыве от задачи формирования исходного множества альтернатив. В то же время из методических соображений задачу оценки альтернатив целесообразно рассматривать как самостоятельную, поскольку только так можно выявить ее особенности.
Основным средством получения новой информации для принятия решений в отношении крупномасштабных проблем все же следует считать моделирование.
Часто представители старой школы управленцев, а также люди, не слишком искушенные в вопросах моделирования, под словами "модель", "моделирование" склонны понимать лишь математические модели и процесс их создания. На самом деле, при рассмотрении этих понятий в непосредственной связи с основными задачами управления легко понять, что это далеко не так. Важно сразу получить правильные ответы на два наиболее часто поступающих и весьма характерных вопроса типа: "Для чего управленцу нужна модель?", а также "Какие и для исполнения каких функций управления следует использовать модели?"
Факторы, определяющие эффективность решений: объективные ("качество", "условия", "способы") и субъективные ("рассудительность", "инициатива", "характер", "опыт"). Предметы моделирования при разработке решений также не слишком многочисленны, если учесть особенности целей управления. Так как главной задачей управления все же является управление людьми, то ЛПР постоянно приходится что-то этим людям объяснять, чему-то их учить, как-то формировать их умения и навыки и т. п. В ходе постановок задач исполнителям, обучения подчиненных, при осуществлении контрольных функций, ЛПР очень часто приходится в упрощенном виде объяснять, воспроизводить, имитировать или форму какого-то объекта либо явления, или содержание. В зависимости от конкретной ситуации, а также для придания своим действиям большей выразительности, ЛПР может образы формы и содержания объекта представлять как в статике, так и в динамике.
Для имитации формы объекта хорошо подходят механические образы (копии, макеты и т. п.), графические ("видеомодели"), вербальные и звуковые образы ("аудиомодели"). А чтобы адекватно воспроизвести содержание объекта, помимо уже перечисленных средств ЛПР может прибегнуть или к специально построенным "мыслительным технологиям" (например, прибегнуть к фантазиям и эвристикам в ходе "мозгового штурма"), или использовать математические символы и операции над ними, т. е. построить математическую модель. Если же существо управляемого или изучаемого процесса, явления определяется тем, какие конкретно действия предпримут какие-то определенные субъекты операции, то ЛПР целесообразно назначить специальных людей выполнять в упрощенном виде главные из реальных функций тех субъектов, существенно упростить исследуемую ситуацию с сохранением ее главных черт и воспроизвести моделирование в специальной динамической форме, так называемой игровой модели. Понятно, что динамические модели предмета более информативны, даже если это касается воспроизведения его формы. Например, анимация местности с изменяющимся масштабом изображения от "птичьего полета" до "взгляда с высоты муравья" дает более выразительный образ местности, чем ее статический макет.
При разработке моделей, в ходе процесса моделирования очень важно учесть, на каком уровне иерархии управления действует пользователь. Это очень важно, если учесть, что на каждом из таких уровней свои функции, задачи, традиции, представления о "входной" и "выходной" информации. Обязательно нужно учитывать управленческий статус пользователя. Но сколько уровней рассмотреть? Оказывается, вполне достаточно рассматривать всего лишь четыре концептуальных уровня иерархии управления. В табл. 1. отображены основные типы моделей, которые целесообразно рекомендовать управленцам различного концептуального статуса. Реально на практике уровню "исполнителя" соответствует управленец категории до мелкой фирмы, уровню "администратор" — до среднего и крупного предприятия (фирмы), "руководитель основного звена отрасли" — концептуально моделирует управленца до уровня отделов и управлений министерства, а "высшее руководство" — это уровень министерства и выше.
Таблица 1.
Типы моделей, рекомендуемые управленцам различного статуса
Концептуальный уровень иерархии управления | Главные функции на концептуальном уровне иерархии управления | Рекомендуемые для использования тины моделей |
1 | 2 | 3 |
"Исполнитель" |
Исполнение точно поставленных задач, детальных указаний; минимум свободы принятия решений (только в части нюансов технологии исполнения задания) |
Информационно-справочные системы, оптимизационные модели, тренажеры |
"Администратор" |
Руководство группой исполнителей или небольшими отделами организации, принятие решений о тактике действий, выбор способа распределения небольших объемов активных ресурсов |
Информационно-справочные системы, расчетные модели, дидактические (обучающие) и развивающие модели |
"Руководитель звена отрасли" |
Руководство крупной организацией, определение подробной тактики действий и элементов стратегии поведения, участие в разработке решений по стратегическим вопросам |
Когнитивные и демонстрационные модели |
"Высшее руководство" |
Определение политики и выбор стратегии |
Концептуальные и когнитивные модели |