На состоявшемся в Уфе 34-м заседании Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 2006 года, наибольшее внимание депутатов привлек законопроект, вносящий изменения и дополнения в Основной закон республики. О сути проекта Закона РБ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан" мы поговорим ниже.
- Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию связана с реализацией инициатив по укреплению исполнительной власти в стране, изменением общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - Установление нового порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, определение дополнительных оснований и мер конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Федерации потребовали пересмотра отдельных положений Конституции РБ, регламентирующих порядок формирования, организацию деятельности и полномочия органов государственной власти Башкортостана.
- Как известно, федеральным законодательством установлен новый порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта. Решение о наделении представленной Президентом России кандидатуры принимается законодательным органом государственной власти субъекта. В связи с этим законопроектом предусматривается закрепить соответствующее полномочие Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан.
- Согласно федеральному законодательству, в ряде случаев Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта. В связи с этим в Конституции республики на основе предоставленного Федеральным законом права предлагается установить ограничения на осуществление отдельных полномочий для временно исполняющего обязанности Президента Республики Башкортостан.
Определенной корректировке подверглась конституционная норма о досрочном прекращении полномочий Президента. В связи с тем, что правое регулирование вопросов досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта находится в исключительном ведении федерального законодателя, исключена ссылка на урегулирование данного вопроса законом республики. Кроме того, предлагается конституционно закрепить полномочия Президента в части определения структуры исполнительных органов государственной власти и принятия решения об отставке Правительства.
В целях усиления ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом расширены полномочия высшего должностного лица субъекта по организации взаимодействия органов исполнительной власти субъекта с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Что и предлагается отразить в статье Конституции, регламентирующей компетенцию Президента Республики Башкортостан.
В соответствии с требованиями федерального законодательства из Конституции исключена конкретная регламентация ограничений, связанных с депутатской деятельностью и осуществлением полномочий высшего должностного лица, и предусмотрена ссылка на Федеральный закон.
Уточнен порядок обнародования Конституции и законов Республики Башкортостан.
Исходя из международных стандартов и высшего федерального законодательства, проектом закона предусматривается изменить наименование должности Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека. Предлагается называть его Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан.
С учетом проводимых административной и муниципальной реформ в целях обеспечения юридической чистоты отдельные положения Конституции признаются утратившими силу.
Депутат Геннадий Шабаев высказал свои замечания по поводу поправки к статье 103 Конституции РБ:
- Полномочия и порядок организации деятельности местных органов государственной власти Республики Башкортостан устанавливаются Законом РБ в соответствии с настоящей Конституцией и Федеральным законом. Мы только что вносили изменения в Закон "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан", где говорится, что органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении государственных полномочий в РБ. Получается, что мы вносим в Конституцию новое понятие "местные органы государственной власти". Не будет ли у нас дублирования, ведь органы местного самоуправления и местные органы государственной власти - разные вещи. Для чего они нам нужны, какими полномочиями будут владеть, какими финансами располагать, за что отвечать?
- Насколько мне известно, такого понятия "местные органы государственной власти" в федеральном законодательстве нет, - заключил депутат Шабаев.
- Да действительно, такого понятия в федеральном законодательстве нет, - - Вместе с тем возможность образования местных органов государственной власти предусматривается Федеральным законом, регламентирующим образование субъектами Федерации законодательных, представительных, исполнительных и иных органов государственной власти. "Иными" и могут являться местные органы государственной власти в том числе.
- Еще в 1996 году было принято решение Конституционного суда РФ, предоставившее субъектам Российской Федерации, в которых есть высшие органы государственной власти, право создавать местные органы государственной власти, - прояснил ситуацию Председатель Государственного Собрания - Курултая - РБ Константин Толкачев. - B данном случае мы действуем строго в разрезе и решений КС РФ, и действующего законодательства.
Выступивший с содокладом председатель Комитета Госсобрания РБ по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам Марат Харисов подтвердил, что положения проекта Закона сформулированы строго в соответствии с федеральным законодательством, что внесение изменений в Основной закон республики создает устойчивые предпосылки для повышения качественного уровня правовой системы, совершенствования республиканского законодательства, укрепления государственности республики.
Против этих аргументов возражений ни у кого не нашлось, законопроект был принят в первом чтении.