В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения, размерности российских предприятий (крупные и малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно российскому законодательству, выделение, в частности, малых предприятий производится по предельным уровням численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в науке и научном обслуживании и в сельском хозяйстве - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. В настоящее время в экономике Российской Федерации функционируют 994,8 тыс. предприятий малого бизнеса. Тенденция в развитии предприятий малого бизнеса на современном этапе развития возрастает.
Организационная структура каждого предприятия индивидуальна. Наиболее распространённой организационной структурой является органи-ческая структура, в которой такой тип структуры характеризуется ответ-ственностью каждого работника за деятельность предприятия, отвергается необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспо-сабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управлении.
Целесообразно потратить определенное время на обучение подчиненного и делегировать ему полномочия, чем постоянно самому выполнять эту работу. Поэтому можно полагать, что отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на управлении вообще. Линию поведения менеджера довольно точно охарактеризовал Каносукэ Мацусита: "Когда у тебя в подчинении 100 человек, ты должен быть среди них; когда тысяча - можешь занять место в центре; если же ты руководишь десятью тысячами - будь на удалении, но там, откуда всех видишь."
К занятию такой позиции менеджера подталкивают условия среды функционирования. Между тем когда, например, руководитель отдела становится директором и количество людей, работающих под его началом, увеличивается на порядок, а времени на общение с ними остается ничтожно мало, то это вызывает психологическое отторжение подчиненных по отделу, которые помнят своего руководителя более доступным.
В последние годы происходили серьезные качественные изменений в организации и структуре малых предприятий, отвечающие назревшим потребностям развития экономики страны. С одной стороны, малые предприятия не заменяют крупные производства, а дополняют их в интересах удовлетворения потребительского спроса. С другой стороны, наметилась ярко выраженная тенденция к переходу доминанты малого предприни-мательства от торговли, сферы услуг и строительства к машиностроению, энергетике, химии, микроэлектронике и другим высокотехнологичным и наукоемким отраслям (табл. 2).
Таблица 2. Доля российских малых предприятий в выпуске продукции
Продукция |
Доля малых предприя- тий |
Продукция |
Доля малых предприя- тий | |
Уголь | 0,3 |
Вывоз древесины | 14,7 | |
Тепловая энергия | 0,1 |
Мебель | 14,7 | |
Нефть | 1,1 |
Швейные изделия | 16,3 | |
Посуда эмалированная | 8,7 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 7,3 | |
Изделия из пластмассы | 46,0 | |||
Товары бытовой химии | 5,5 |
Безалкогольные напитки | 27,5 | |
Приборы, средства автоматизации и запчасти к ним | 19,9 |
Минеральные воды | 55,4 | |
Колбасные изделия | 12,9 | |||
Ремонт автомобильных двигателей | 95,2 |
Цельномолочная продукция | 12,4 | |
Капитальный ремонт автомобилей | 70,0 |
Печатная продукция | 18,1 | |
Музыкальные инструменты | 87,3 | |||
Оборудование для общепита | ||||
82,4 |
В этих условиях малые предприятия призваны играть существенную роль, как в удовлетворении потребительского спроса, так и в обеспечении устойчивого развития экономики в целом. При государственной поддержке они имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях. Малое предпринимательство сглаживает колебания экономической конъюнктуры, обеспечивая особый механизм уравновешивания спроса и предложения. Оно развивает конкуренцию, создавая систему сильных мотиваций для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В России сформированы институты государственной поддержки и развития малого предпринима-тельства, реализуются на практике сотни проектов. Происходит становление негосударственной инфраструктуры.