Этот метод, известный также под названиями «мозговой штурм» и «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 году. Основная направленность метода – выявление новых идей и решений.
Метод мозговой атаки характеризуется открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: 1) запрещается критика чужих суждений; 2) предполагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации. Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. Достоинством метода мозговой атаки является возможность принятия решения за сравнительно короткий срок.
При реализации метода мозговой атаки может применяться принцип Парето. После регистрации идей из всей их совокупности каждым экспертом отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих наибольшего внимания. Далее из их состава отбираются те, которые получили наибольшее количество очков. Применение этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов в активный творческий процесс.
Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:
1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты.
2. При генерировании не должно быть никаких ограничений.
3. Философская основа метода мозгового штурма – теория З. Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой топкое и непрочное наслоение над подсознанием.
Основное достоинство метода мозговой атаки – в запрете на критику.
Весь процесс «атаки» можно разделить на шесть этапов:
1. Формируется группа экспертов (10 - 15 человек). Состав группы предполагает их целенаправленный подбор.
2. Составляется проблемная записка. Для подготовки записки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации.
3. Генерация идей. Продолжительность штурма может составлять 20 – 60 минут (в зависимости от активности участников).
4. Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации).
5. Деструирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления.
6. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
Мозговая атака может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут.
Метод «Паттерн» позволяет анализировать и ранжировать по степени важности сведения в любой области деятельности таким образом, чтобы можно было представить сложное и взаимное соотношение постоянных и переменных факторов.
Инициатором создания метода «Паттерн» считают вице-президента организации «Хониуэлл» Ч. Дэвиса (1963 г.). Иерархическая модель метода «Паттерн» строится исходя из принципов дедуктивной логики путем деления проблем на подпроблемы.
Разработка иерархического дерева по методу «Паттерн» начинается с составления сценария. Сценарий устанавливает соотношение целей, в общем, их наборе путем группового экспертного анализа.
Дерево целей для оценки относительной важности всех входящих элементов строится сверху вниз исходя из сценария, уровень за уровнем, чтобы мероприятия последующего уровня обеспечивали задачи предыдущего. Древо целей состоит из восьми уровней: О – национальные цели; А – мероприятия; В – задачи; С – задания; D – принципы системы; Е – функциональные подсистемы; F – конструкции функциональных под систем; G – технические проблемы. Каждый уровень имеет определенное количество элементов, например, уровень О имеет 1 элемент, уровень А – 3, уровень В – 6, уровень С – 46 и т.д.
Главным преимуществом информационного обеспечения метода «Паттерн» является возможность количественной оценки всех элементов, входящих в дерево целей, в виде «весов», т.е. коэффициентов их относительной важности (Ri).
Количество туров зависит от квалификации специалистов и их опыта; считается, что в среднем достаточно трех туров голосования для групп, состоящих из 10 – 12 человек.
Для каждого из уровней (от А до G) составляется матрица соответствия элементов данного уровня критериям.
Заполнение матрицы (табл. 1) является главной целью экспертной оценки. Такой способ заполнения матрицы является существенным улучшением методики интуитивной оценки, используемой в других методах (например, метод «Дельфи»). Таблица 1. Общая форма матрицы соответствия.
Критерий (i) |
Вес критерия (Kbi) | 1 | 2 | 3 | … | n |
1 | Кb1 | S11 | S12 | S13 | . | S1n |
2 | Кb2 | S21 | S22 | S23 | . | S2n |
3 | Кb3 | S31 | S32 | S33 | . | S3n |
… | … | . | . | . | . | . |
m | Кbm | Sm1 | Sm2 | Sm3 | . | Smn |