- утверждение результатов деятельности общества, баланса, счета прибылей и убытков за 1993 год;
- о размере дивидендов за 1993 год;
- утверждение смет расходов на 1994 год. Оценка деятельности и финансовое состояние общества в 1993 году признаны неудовлетворительными. Принято решение дивиденды не выплачивать.
В июне по предложению руководства акционерного общества завод посетили уполномоченные представители фирмы "МАН Бурмайствр и Вайн" Был рассмотрен вопрос о продаже им 13% акций общества, как иностранному инвестору. Переговоры продолжались до осени, но к положительным результатам не привели.
Исполнительную власть в акционерном обществе БМЗ осуществляли генеральный директор , его заместители и члены правления, им назначенные.
Уже с первых месяцев перед членами Правления АО БМЗ встал вопрос, что действующая структура управления в условиях постоянного падения объемов производства, полной или частичной загруженности отдельных производств, цехов и других подразделелений, снижения численности работающих стала громоздкой и не отвечающей современным требованиям.
На начальном периоде был избран путь объединения родственных подразделений, исключение дубляжа и параллелизма в работе.
В марте объеденены внешнеторговая фирма "Брянскмаш", отдел сбыта, отдел коммерческо-торговый и отдел маркетинга при производстве товаров народного потребления в единый коммерческий центр (КЦ)
В мае утверждена новая структура Управления комплексной автоматизации производством (УКАП).
Упразднено Управление материально-технического снабжения. Отделы снабжения переподчинены непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Должности заместителя генерального директора объединены:
- по кадрам и режиму - с начальником отдела кадров;
- по капитальному строительству - с начальником УКСа. Упразднена должность помощника генерального директора по гражданской обороне. Его вопросы переданы начальнику штаба гражданской обороны.
Упразднена должность заместителя главного инженера по технике безопасности. Занимавший ее Понасов С.Н. назначен начальником вновь созданного отдела охраны труда, экологии и природопользования.
Восстановление отраслевых производств в 1995 явилось первым этапом пересмотра концепции управления. В дальнейшем предполагалось последующее расширение их самостоятельности и придание статуса юридического лица. Принятое направление должно было развиваться в холдинговую компанию, где имеется головная (материнская) компания и сеть дочерних предприятий, которые работая самостоятельно делятся прибылью с материнской компанией.
В октябре Совет директоров принимает указанное решение и в ноябре оно начинает реализовываться.
В ноябре расформировывается производственное управление предприятия и назначаются директора отраслевых производств с непосредственным подчинением генеральному директору АО БМЗ.
Таким образом, отраслевые производства заканчивали свою деятельность по году самостоятельными структурными единицами со сформированными аппаратами управления, конструкторско-технологическими и другими службами.
Самой серьезной перестройке подверглась сфера управления социальными объектами акционерного общества. С 1 марта 1996 года начата передача жилого фонда в муниципальную собственность. Вместе с жилым фондом переданы 23 котельных, обслуживающие этот фонд, производственная база жилищно-коммунального управления акционерного общества с оборудованием, транспортом и кадрами. Имущество детских клубов при жилищно-эксплуатационных конторах акционерного общества передано в районный отдел народного образования. Жилищно-эксплуатационное управление АО БМЗ, как структурное подразделение, расформировано. Создано новое управление хозяйственного обслуживания и социальной сферы в составе цеха благоустройства и хозяйственного обслуживания и отдела организации отдыха и охраны здоровья, в состав которого введены детские дошкольные учреждения, оздоровительный комплекс «Деснянка», база отдыха «Ржаница» и др.
В1997 году было окончательно реализовано решение о разделении акционерного общества на материнскую компанию и 12 дочерних обществ, и это помогло решить многие проблемы.
Главным итогом реструктуризации явилось то, что удалось спасти основное акционерное общество от, казалось бы, неминуемого банкротства и, при этом не потерять ни одно дочернее предприятие. Погрязшее в долгах акционерное общество, чем могло, помогало своим работникам, но его возможности были крайне ограниченными.
Конечно, чуда не произошло. Основное акционерное общество все еще продолжает находиться в тяжелом состоянии. Есть серьезные проблемы и у дочерних обществ. Тем не менее, анализ итогов реструктуризации ОАО "БМЗ" дает нам основание заявить, что без реализации стратегии разукрупнения предприятие не удалось бы вывести из штопора. А сегодня уже без сомнения можно сказать, что ОАО "Брянский маштностроительный завод" будет жить и развиваться.
И теоретический менеджмент, и реальная практика убедительно доказывают, что одна из наиболее серьезных проблем, которая возникает при реструктуризации компании - подавление сопротивления существующей организационной структуры. И дело здесь не в отдельных ретроградах, препятствующих реформам, как принято считать. Все гораздо сложнее. Дело в столкновении интересов внутри коллектива. Почти на каждом предприятии, созданном во времена плановой экономики и имеющем иерархическую структуру управления, при переходе к рынку образуются значительные внутренние резервы. Это, во-первых, лишняя численность в цехах вспомогательных производств, возникающая при снижении объемов производства. Эти излишки практически невозможно полностью выявить традиционными административными методами. Во-вторых, это наличие подразделений, являющихся внутренними монополистами, на признаках которых мы также останавливались в предыдущих разделах. Довольно часто их услуги (например, транспортные) обходятся предприятию намного (порой в несколько раз) дороже реальной рыночной стоимости таких услуг. В-третьих, к резервам можно отнести наличие функциональных подразделений и отдельных работников, потребность в которых отпала (полностью или частично) в процессе перехода к рынку. В соответствии Первым законом С.Н. Паркинсона: "численность любого административного аппарата возрастает на определенный процент независимо от необходимого объема работы (если таковая вообще имеется)" [17]. Это высказывание во многом верно и для персонала хозяйствующих субъектов. Как показывает опыт, значительная часть таких резервов вскрывается при внедрении дивизиональной структуры управления. При этом сокращается количество рабочих мест. Кроме того, происходит замена руководящих кадров, не способных работать в новых условиях. Прибавим к этому наличие устойчивых, привычных стереотипов поведения практически у каждого работника и станет ясно, почему планы внедрения дивизиональной структуры управления почти всегда встречают открытое или скрытое противодействие значительных слоев трудового коллектива (и в первую очередь руководителей).