Те СБЕ которые попали в квадраты «Успех», фирма должна применить стратегию развития. Оказавшиеся в квадрате «Вопросительный знак», могут иметь хорошее будущее, в квадрате «Доходный бизнес», являются источником получения денег. Попадание в квадрат «Средний бизнес» не даёт возможности однозначно судить о дальнейшей судьбе СБЕ. Относительно СБЕ, попавшей в «Поражение»,следует сделать вывод, что она находится в очень нежелательной позиции, требует достаточно быстрого и эффективного вмешательства с целью предотвращения возможных серьёзных негативных последствий для фирмы.
Способы использования матрицы: Основное внимание в матрице GE/McKinsey сосредотачивается на балансировании инвестициями. Определяя позиции каждого отдельного вида бизнеса в пространстве стратегических позиций матрицы GE/McKinsey, выявляется ожидаемый вклад каждого из них в экономическую эффективность организации в целом в ближайшем будущем.
Особенностью этой модели явилось то, что в ней впервые для сравнения видов бизнеса стали рассматриваться не только "физические" факторы (такие, как объем продаж, прибыль, отдача инвестиций и т.п.), но и субъективные характеристики бизнеса, такие, как изменчивость доли рынка, технологии, состояние кадрового обеспечения.
Выводы
Матрица “рост/доля”.
1. Варианты стратегий в рамках матрицы:
· Увеличение доли бизнеса организации на рынке.
· Борьба за сохранение доли бизнеса организации на рынке.
· Максимальное использование положения бизнеса организации на рынке.
· Освобождение от данного вида бизнеса.
Набор допустимых стратегических решений, ограничивается четырьмя вариантами.
2.Оценка модели матрицы ’’рост/доля’’:
Преимущества:
· Проста и понятна.
· Матрица выдвигает на первый план финансовое взаимодействие внутри хозяйственного портфеля, показывает виды финансовых решений, которые должны приниматься, и объясняет, почему приоритеты распределения ресурсов внутри корпорации различны для разных хозяйственных подразделений.
Недостатки:
· Не всегда правильно оценивает возможности бизнеса.
· Многие бизнес единицы работают на рынках со средними темпами роста и их относительная доля рынка не является ни высокой, ни низкой, а находится где-то посередине. В какой клетке матрицы должны они в таком случае находиться?
· Могут возникнуть проблемы с измерениями. По отношению к каким конкурентам измерять долю рынка? Как определить темп роста рынка? На основе прошлого или прогноза?
Анализ матрицы “рост/доля” показывает, что число параметров, которые компания должна рассматривать при принятии решений значительно больше. Данная матрица аналитически не закончена и потенциально может ввести в заблуждение. Для того чтобы верно оценить долгосрочную привлекательность группы хозяйственных подразделений, стратеги должны проанализировать не только темпы роста отрасли и относительную долю рынка.
Матрица “привлекательность отрасли/позиция в конкуренции”
1. Варианты стратегий в рамках матрицы: Не обеспечивает реальных рекомендаций по разработке специфических стратегий; максимум, что может дать анализ матрицы; это ответ на вопрос, на какую стратегию ориентироваться в целом: агрессивное расширение, защита и оборона или сбор урожая - сокращение. Такое указание, являясь ценным для управления портфелем компании в перспективе, тем не менее, игнорирует вопрос о стратегической координации между различными видами деятельности, а также о том, какие стратегические подходы следует использовать и какие стратегические действия предпринимать на уровне хозяйственных подразделений.
2.Оценка модели матрицы
Преимущества:
· Появилось промежуточное значение.
· Более широкий набор переменных на основе которых строится матрица.
· Указывает направление движения ресурсов в корпорации к видам бизнеса которые достигнут конкурентного преимущества и смогут лучше всего функционировать.
Недостатки:
Невозможно определить виды бизнеса, которые готовы стать победителями, так как их отрасли переходят в стадию начала быстрого роста.
Матрица не обеспечивает реальных рекомендаций по разработке специфических стратегий; максимум, что может дать анализ матрицы; "привлекательность/позиция в конкуренции", это ответ на вопрос, на какую стратегию ориентироваться в целом: агрессивное расширение, защита и оборона или сбор урожая - сокращение. Такое указание, являясь ценным для управления портфелем компании в перспективе, тем не менее игнорирует вопрос о стратегической координации между различными видами деятельности, а также о том, какие стратегические подходы следует использовать и какие стратегические действия предпринимать на уровне хозяйственных подразделений.
Приложение
Высокие 20% |
Высокая(>1) | Низкая (>1) | |||||
|
“звёзды” |
“вопросительные знаки” | |||||
“дойные коровы” |
“собаки” | ||||||
10 1 0,1
доля рынка |
Матрица “рост/доля рынка”.
Источник: Виханский О.С. Стратегическое управление. М.,2000 г. с.192
Конкурентная позиция | |||||
Сильная |
Средняя |
Слабая | |||
Высокая |
УСПЕХ |
УСПЕХ |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК | ||
Привлекательность отрасли |
Средняя |
УСПЕХ |
СРЕДНИЙ БИЗНЕС |
ПОРАЖЕНИЕ | |
Низкая |
ДОХОДНЫЙ БИЗНЕС |
ПОРАЖЕНИЕ |
ПОРАЖЕНИЕ |