2. Изменения в составе покупателей и способах использования продукта приводит к расширению или сужению круга выпускаемой продукции и организации рекламы.
3. Обновление товара (расширяет рынок, стимулирует рост спроса, увеличивает степень дифференциации среди соперничающих продавцов).
4. Инновации (технологические новшества, дизайн и др.)
5. Маркетинговые инновации (расширение нового рынка, завоевание новых потребителей).
6. Создание имиджа предприятия (приоритетная реклама, фирменный стиль, дизайн, организационная культура).
7. Изменения в государственной политике и регулировании экономики.
8. Уменьшение неопределенности и риска (разработка стратегий конкурентной борьбы, лидерства и роста фирмы).
9. Изменения в эффективности и издержках (рост цен на ресурсы, энергетику).
10.Рост покупательских предпочтений заменителям (новые технологии).
Покупатели оказывают влияние на состояние сил конкуренции. Сила влияния на производителей и способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
¨ потребители покупают товар в большом количестве;
¨ потребителей небольшое количество и они практически являются постоянными покупателями для данной организации.
Конкуренция выполняет роль естественного механизма взаимной координации и регулирования индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность на основе конкурентных преимуществ организации.
Конкурентные преимущества - это такие характеристики и свойства товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими постоянными конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам или сервису.
Основными задачами конкурентного преимущества являются:
¨ оценка своих позиций и конкурентного статуса в рыночных отношениях;
¨ создание конкурентного потенциала предприятия исходя из конкурентных сил рынка;
¨ создание объективных предпоссылок выживания и развития в условиях неопределенности и риска;
¨ формирование приоритетных целей и стратегий инновационного развития организации;
¨ формирование имиджа и организационного поведения.
Для анализа внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов разработаны методические подходы к изучению размещения нефтеперерабатывающих предприятий вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” по экономическим районам России. В качестве основных используются следующие показатели:
1) объемы добычи и переработки нефти;
2) производство основных нефтепродуктов и продуктов нефтехимии;
3) объем резервуарных емкостей предприятий нефтепродуктообеспечения;
4) удельный вес объемов добычи и переработки нефти и производства основных нефтепродуктов в России;
5) коэффициенты насыщенности регионального рынка нефтью и нефтепродуктами и интегрированности нефтяных предприятий;
В качестве показателей конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий следует рассматривать удельный вес предприятий в общем объеме сбыта данного вида продукции, производственные и сбытовые издержки, цену продукции, рентабельность производства, выручку от продаж. Факторы, определяющие конкурентоспособность нефтяных предприятий, приведены на рис. 8.
Доля на нефтяном рынке России | |
Инновационный потенциал | |
Запасы нефти | |
Конкуренто- способность |
Производственные и сбытовые мощности | |
Стратегия предприятия | |
Потенциал высшего звена руководства | |
Итоги предыдущих лет |
Рис. 8 Факторы, определяющие конкурентоспособность
нефтяных предприятий.
Конкурентоспособность нефтяных предприятий зависит от уровня производственных и сбытовых издержек по всем этапам производства и реализации продукции по сравнению с аналогичными издержками конкурентов. Использование сравнительного анализа издержек по всем этапам производства и реализации продукции помогает определить те статьи и группы затрат, которые имеют наибольшее значение для реализации стратегии предприятия, и наметить конкретные мероприятия по созданию или усилению конкурентных преимуществ по сравнению с предприятиями-конкурентами.
Итак, сохранение темпов роста издержек значительно снижает конкурентоспособность нефтяных предприятий. И главная цель и содержание рационализации издержек (контроля за издержками) состоит в том, чтобы обеспечить уровень, динамику и структуру затрат, при которых достигается максимальная производительность от использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Таким образом рост производительности труда одного работающего является одним из существенных факторов снижения производственных издержек. По этому показателю ОАО НК “НПЗ” выглядит лучше других. В ОАО НК “НПЗ” за последние два года численность персонала в нефтепереработке сокращена примерно на 5%, как и на других предприятиях еще имеются резервы дальнейшего сокращения численности персонала, поэтому по мере дальнейшей перестройки предприятия возможны значительный рост производительности труда и снижение затрат. Так по рис. 9 можно проследить объем переработки нефти НК “НПЗ” по месяцам в 1998 году.
Чтобы выйти на мировой уровень в области нефтепереработки, российским нефтяным предприятиям необходимо резко сократить затраты на материалы (в 3раза), а также затраты на топливо и энергию (в 5 раз).
Первый этап программы рационализации издержек нефтяных предприятий (3-5 лет) должен носить не капиталоемкий, а в основном управленческий характер. Главное направление рационализации на данном этапе - улучшение функционирования действующих производств. Мировой опыт показывает, что чисто управленческими средствами можно добиться существенного успеха в снижении издержек на действующих предприятиях без замены устаревших фондов.