№ опрошенного |
Степень выраженности лидерских качеств |
1 |
Данный человек как лидер склонен к диктату |
2 |
Лидерские качества выражены сильно |
3 |
Лидерские качества выражены средне |
4 |
Лидерские качества выражены средне |
5 |
Лидерские качества выражены средне |
6 |
Лидерские качества выражены слабо |
7 |
Лидерские качества выражены сильно |
8 |
Лидерские качества выражены сильно |
9 |
Данный человек как лидер склонен к диктату |
10 |
Лидерские качества выражены сильно |
Обобщённые результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.
Диаграмма 1Степень выраженности лидерских качеств
Таблица 6 Результат опроса на определение стиля руководства
№ опрошенного |
Стиль руководства |
1 |
Авторитарный стиль руководства |
2 |
Авторитарный стиль руководства |
3 |
Либо стиль руководства не выработан, либо склонность к непоследовательному стилю |
4 |
Авторитарный стиль руководства |
5 |
Либерально попустительский |
6 |
Либерально попустительский |
7 |
Авторитарный стиль руководства |
8 |
Авторитарный стиль руководства |
9 |
Авторитарный стиль руководства |
10 |
Авторитарный стиль руководства |
Обобщённые результаты этого опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.
Диаграмма 2 Стили руководства
На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту зависимость можно отразить в столбчатой диаграмме.
Диаграмма 3 Взаимосвязь стиля руководства от уровня выраженности лидерских качеств.
Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры склоняются к авторитарному стилю управления.
Положительная сторона такого стиля руководства это большая производительность труда, дисциплинированность, системность и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие минусы как, отсутствие инициативы, напряженная обстановка в группах, страх перед наказанием, препятствие осуществлению каких-либо творческих идей.
Выраженность управленческих качеств в большей степени проявляется среди снабженцев. Это, по всей видимости, связано с тем, что таким людям в стандартных, типовых ситуациях, в большей степени необходимо умение использовать накопленный (самим или другими людьми) управленческий опыт для решения текущих задач.
Однако подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации и о себе лично, но и о сотрудниках
Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала любого сотрудника. Следует смотреть на эту проблему ситуационно, так как в небольших организациях к каждому работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным.
Итак, можно сделать вывод, что в исследуемой организации существует смесь двух разных стилей управления. Демократический стиль осуществляется генеральным директором, а руководители функциональных подразделений склоняются к авторитарному руководству.
Но нужно отметить, что руководители, которые хотят работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не должны применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководителю следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана не только неспособностью вышерассмотренных теорий определить и измерить лидерство и его управленческую эффективность, но ещё тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал нужный ему стиль. Поэтому появившиеся в последнее время теории лидерства пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, провести ситуационный анализ эффективного лидерства как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.
Данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому.