Методологические основы управления качеством включают в себя соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.
Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :
Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.
Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :
- принципы системности в проектиовании - анализа и синтеза при системном - переработки, хранения и пере -
и управлении качеством ; подходе к решению проблем ка - дачи информации;
- комплекснрсти в несл. разных сторон чества; - коммуникационные связи;
управления качнством; - принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная
- приоритетности факторов внешней в области качества; техника;
среды в формировании качества ; - мотивации и воздействия на - средства производства;
- взаимоотношений управленческого и деятельность исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -
исполнительного персонала в проект- - оценка качественного уровня регламентирование требования
ной деятельности. продукции; качества продукции;
- контроля качества. - законодательные акты в области
качества;
- сертификаты, как средство под -
тверждения качества.
1.3.2. Система оценки качества в задачах управления.
В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач :
1. Объективной оценки качества продукции на различных этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления.
2. Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно – технических документах на продукцию.
3. Оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом этапе жизненного цикла продукции.
При этом управление качеством имеет тесно связанные направления : стандартизация, сертификация, и квалиметрия, взаимосвязь которых представлена на рисунке :
Система
оценки качества
Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований (норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О стандартизации”, устанавливыемые требования должны быть направлены на обеспечение :
1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
2. Взаимозаменяемости продукции.
3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.
4. Единства измерений.
5. На обеспечение экономии всех видов ресурсов.
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются :
При этом результаты стандартизации по отношению к сертификации первичны, поскольку прежде, чем подтверждать соответствие продукции установленным требованиям, необходимо эти требования разработать, обосновать и установить, а это возможно лишь при непосредственном использовании методов квалиметрии, при разработке и экспертизе требований стандартов, подготовке и проведении сертификации продукции на ее соответствующие требования стандартов.
Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям, установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :
1. Возможность выявления комплексного анализа и достоверной оценки всей совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности продукции.
2. Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции, а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.
Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и методологию количественного и качественного оценивания объектов различной природы. В ее рамках формируется и развивается система методов измерения свойств продукции и оценки ее качества.