На втором этапе проводится подбор менеджера службы КР, который должен отвечать следующим основным требованиям:
• пригодность к аналитической работе, заключающаяся в наличии потребности к установлению истины путем поиска и обработки доступной информации;
• повышенная устойчивость к критике и другим формам давления;
• отсутствие карьеризма даже в самом лучшем смысле этого слова;
• личная преданность руководителю предприятия;
• высокий профессионализм, внутренняя культура, физическое здоровье и умение молчать;
• финансовая независимость, отсутствие связей с криминальными группировками;
• умение работать как с собственным коллективом, так и представителями других подразделений предприятия и внешних организаций;
• смелость и независимость, позволяющие не бояться докладывать руководителю предприятия любые негативные сведения, связанные как с работой, так и с его личными качествами;
• высокая устойчивость к неудачам и др.
На третьем этапе определяется положения службы КР в структуре предприятия. При этом целесообразен вариант подчинения менеджера службы КР непосредственно первому лицу предприятия.
На четвертом этапе осуществляется утверждение представленных менеджером службы КР перечня основных целей, задач и функций службы, ее структуры и бюджета, принципов взаимодействия с другими подразделениями предприятия и внешними организациями.
Служба КР выполняет свои основные функции сбора исходных данных, их систематизации, хранения и аналитической обработки для выполнения своей главной задачи - аналитического обеспечения решений, принимаемых МВУУ.
Часть исходных данных поступает в службу КР от других подразделений. Служба КР не только использует эти данные в своей работе, но и снабжает ими те подразделения, для которых они могут быть полезны. Благодаря тому, что эти данные вводятся также в базу данных, которую формирует служба КР, они могут направляться в подразделения именно тогда, когда они им нужны. При отборе открытых источников информации используют также критерии, как информационная ценность документов и их доступность. Информационная ценность документа определяется тем влиянием, которое может оказать содержащаяся в нем информация на принятие решения МВУУ. Следующими аспектами информационной ценности являются новизна, своевременность, достоверность, точность, полнота, и актуальность содержания и доступность документа.
Информационной базой для работы КР служат открытые источники, в первую очередь средства массовой информации и агентства деловой информации, материалы специализированных выставок, конференций, личные контакты, наблюдения и др.
При ведении КР используют следующие основные источники информации:
• опубликованные документы открытого доступа (книги, журналы, газеты, фирменные и рекламные издания и т.п.) и электронные документы;
• сведения из неопубликованных (конфиденциальных) документов, уже имеющихся на предприятии, и данные, которыми располагают ее сотрудники (например, результаты маркетинговых исследований; информация, полученная на выставках или конференциях и т.д.);
• сведения, поступающие от внешних «агентов», например лиц, работающих в научных и других организациях, в органах управления и т.д., а также то, что получено с помощью иных методов и средств.
Для более глубокого и всестороннего анализа конкурентной среды обычно требуется взаимодействие со специализированными консалтинговыми фирмами, работающими в области КР. К ним относятся «Специальная информационная служба»(СИнС), Lions, «Аргус-информ», «РИП-М» и др. Правовую информацию получают в БД «Гарант», «Консультант-плюс» и др.
Важным источником информации являются онлайновые базы данных (БД), которые разделяют на три группы:
• информационные системы, реализованные в виде Интернет-сервера (например, информационная служба Business Intelligence and Data Warehouse http://data.psgroup.com, специально ориентирована на потребности КР);
• онлайновые системы для массового потребителя (consumer online market);
• профессиональные базы данных.
Например, только в LEXIS-NEXIS имеется более 300 БД о компаниях. Система LEXIS(r)-NEXIS(r) предлагает несколько информационных продуктов, таких, например, как Tracker, InfoTailor(tm), ReQuester специально ориентированных для нужд ЮР (http://www.lexis-nexis.com/esp). Наиболее крупная БД этого типа. Dun & Bradstreet, содержит сведения о 46 миллионов компаний из 135 стран. В БД Investext вводятся материалы о деятельности компаний, обзоры экономической жизни различных регионов и 53 отраслей промышленности. БД Predicasts Overview of Market and Technology содержит полные тексты или рефераты статей из более 1500 изданий, профессиональных обзоров, экономических журналов и газет, информационных бюллетеней, аудиторских отчетов, обзоров рынков и отраслей индустрии, пресс-релизов. Профессиональные системы обладают значительно более мощным и разнообразным поисковым аппаратом, чем системы других групп (например, известные пользователям Internet системы Alta Vista, Yahoo, Web Crawler, Yandex, Aport, Rambler и др). Важным источником финансовой информации служат WWW-сайты агентств финансовых новостей. Например, CBS MarketWatch (www.marketwatch com) и сайты новостей техники CNET (www.news.com/investor) содержат информацию об акциях высокотехнологичных компаний.
При ведении КР в области ВТС выделяют три уровня:
• общие тенденции, характеризующие развитие отечественной и мировой экономики (в тех странах, где имеются интересы субъектов ВТС), правового поля, условия ведения ВТС;
• состояние, особенности и перспективы развития основных рынков, на которых позиционируется как сам субъект ВТС, так и его партнеры (фактические и потенциальные);
• основные конкуренты: история бизнеса, топ-менеджмент, предпочитаемые методы завоевания рынков, умение использовать методы и средства информационных, маркетинговых, инвестиционных и других войн, новые инфо-коммуникационные системы и технологии, а также возможности, возникающие в связи с изменением законодательства и других факторов.
Следует подчеркнуть, что имидж предприятия и ее руководителя - главная цель информационных компаний и войн, развязанных в последние годы в средствах массовой информации. Служба КР, имея модель угроз в отношении руководителей и предприятия в целом (политических, экономических, информационных, имиджевых и т.д.) и варианты проанализированных ситуаций для предотвращения или уменьшения последствий этих угроз, вполне в состоянии защитить имидж предприятия и руководителя.
Основные методы информационно-аналитической работы, применяемые в КР, сводятся к следующим:
• программно-целевой;
• методы сбора информации в зависимости от важности и специфики решаемых аналитических задач, а также от имеющихся в распоряжении КР ресурсов, разделяют на непрерывные (в режиме мониторинга), пакетные (по нескольким направлениям) фокусные (по одному направлению);
• методы анализа и синтеза (на основе систематизации исходных данных по различным признакам и комплексного анализа интеллектуального потенциала фирм с применением патентных источников, научных публикаций, материалов научно-технических отчетов и т.п.);