рефераты по менеджменту

Права и обязанности

Страница
2

Должностные обязанности, требования к знаниям и ква­лификации специалистов, а также заместителей руководите­лей подразделений определяются на основе соответствую­щих тарифно-квалификационных характеристик. В основу подготовки тарифно-квалификационных харак­теристик положены действующие в настоящее время харак­теристики квалификационного справочника должностей, до­работанные с учетом происходящих изменений в содержа­нии труда и требующейся квалификации работников.

Тарифно-квалификационные ха­рактеристики должностей служащих (руководителей) являются нормативными документами, способствующими обеспе­чению рационального разделения труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, единства в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Тарифно-квалификационные характеристики служат ос­новой при разработке должностных инструкций для испол­нителей и содержат три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" перечислены ос­новные функции, которыми могут быть полностью или час­тично наделены работники, занимающие конкретные долж­ности.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требо­вания, предъявляемые к работнику в отношении специаль­ных знаний, а также знаний законодательных актов, по­ложений, инструкций и других руководящих и норматив­ных документов, методов и средств, которые работник дол­жен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации по разрядам оплаты определены уровень профессиональной подготов­ки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы, диф­ференцированные по каждому разряду или диапазону раз­рядов.

Дифференциация требований к квалификации по разря­дам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняе­мых работ, исходя из уровня ответственности, разнообразия функций и других факторов, определяющих сложность вы­полняемых должностных обязанностей.

Разрабатывая должностные инст­рукции, важно соблюдать единый под­ход к их построению, формулировке содержания разделов, последова­тельности изложения текста. Инст­рукции должны содержать перечень всех обязанностей и полномочий ра­ботника в кратких и четких фор­мулировках с однозначным толкова­нием, учитывать меняющиеся условия деятельности организации. Как нор­мативный документ должностная ин­струкция определяет организа­ционно-правовое положение работ­ника и его взаимоотношения с другими сотрудниками предприятия. Инструкцию разрабатывает руководитель структурного подразделения, он же и подписывает.

Должностные инструкции относят­ся к документам, подлежащим утверждению, и, как правило, утверж­даются руководителем организации или его заместителем, курирующим работу кадровой службы. Во многих организациях принято согласовывать должностные инструкции с юридической службой, что следует признать положительной практикой, позволяю­щей существенно улучшить качество данного документа и привести его в соответствие с действующим законо­дательством о труде. Должностная инструкция доводится до сведения ра­ботника под расписку.

В унифицированной форме долж­ностной инструкции, согласно ГСДОУ (Государственная система документационного обеспечения управления), отражена струк­тура текста этого документа, включаю­щая следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Функции.

3. Должностные обязанности.

4. Права.

5. Ответственность.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Раздел «Общие положения» дол­жен содержать: основные сведения о должности; наименование подразделения, в котором работает сот­рудник, занимающий данную долж­ность; его непосредственную подчиненность; порядок приема на работу и порядок увольнения; порядок заме­щения сотрудника при его отсутствии; перечень законодательных, норма­тивных и методических материалов, которыми сотрудник должен руко­водствоваться в своей деятельности; квалификационные требования к претенденту на данную должность, т.е. требования к уровню образования и стажу работы.

В разделе «Функции» опреде­ляются основные направления деятельности работника, тот участок работы, за который он несет ответственность.

В разделе «Должностные обя­занности» перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, ука­зывается форма его участия в управленческом процессе - руководит, ут­верждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, кон­тролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.

В разделе «Права» описы­ваются полномочия работника, необходимые для выполнения предписанных ему действий. Здесь указываются такие пра­ва работника, как право при­нятия решений, получения ин­формации, необходимой для работы, право визирования документов и участия в их подго­товке и обсуждении и т.п. Ра­ботник должен быть наделен правом требовать от других сотрудников организации своевременного и качественного исполнения определенных дей­ствий.

Виды и формы ответствен­ности должностного лица за результаты и последствия сво­ей деятельности, а также за не­принятие своевременных мер по определенным вопросам служебной деятельности, если они относятся к кругу его обязанностей, описываются в разделе «Ответственность». Раздел «Взаимоотношения» дол­жен четко показывать служебные вза­имосвязи сотрудников, и прежде всего взаимный обмен документацией меж­ду должностными лицами внутри ор­ганизации, а также между должност­ным лицом и сторонними организаци­ями. Только качественно составленный перечень критериев оценки деятельно­сти работника может служить основой для решения вопросов профессио­нальной пригодности работника, его соответствия занимаемой должности и служебного роста, а также для применения на практике к некачественно работающему специалисту соответ­ствующих статей КЗоТ РФ для осво­бождения его от занимаемой должно­сти (например, п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ обнаружившееся несоответствие ра­ботника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие не­достаточной квалификации).

После утверждения должностной инструкции она в обязательном по­рядке доводится до сведения работ­ника, занимающего данную должность. Этот факт фиксируется с помощью от­метки "С инструкцией ознакомлен" и подтверждается личной подписью работника с указанием даты ознаком­ления.

Приказ о внесении изменений издается при необходимости перерасп­ределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях, сокращении штатов и т.д.

Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях:

при изменении наименования организации или структурного подразделения;

при изменении наименования должности; при изменении фамилии работника, замещающего данную должность (т.е. при увольнении прежнего работника и замене его другим), если инструкция, в виде исключения, была именной и содержала в заголовке к тек­сту фамилию и инициалы бывшего работника.

Распределение должностных обязанностей между руководящими ра­ботниками орг

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту