Для удовлетворения потребностей членов IMA (Институт Специалистов по Управленческому Учету), при помощи Организации Гари Сигеля, IMA взял на себя лидирующую роль в определении необходимых ЗНС для контроллеров будущего. Ниже кратко приведены результаты исследования IMA:
1. «What Corporate America Wants in Entry - Level Accountants» (1994): Это исследование выявило несколько важных ЗНС. К ним относятся:
а) бюджетирование;
б) калькулирование себестоимости продукции;
в) управление активами;
г) консолидированная отчетность;
д) управление оборотным капиталом;
е) стратегическое управление издержками;
ж) контроль и оценка эффективности;
и) создание информационных систем.
Наименее важными ЗНС были:
а) расчет подоходного налога для физических лиц;
б) внешний аудит;
в) деятельность государственных и некоммерческих предприятий.
Исследование сформулировало 3 основные рекомендации:
- Определить направление развития специализации «Управленческий Учет».
- Укрепить взаимоотношения между корпоративной Америкой и преподавателями по контроллингу и бухучету для разработки новых учебных планов по контроллингу и управленческому учету.
- Перед обсуждением необходимости введения 150 кредитных часов в высших учебных заведениях разработать соответствующий учебный план для специализации «Управленческий Учет».
2. «The Practice Analysis of Management Accounting» : На основе данных исследований выявлено и проранжировано 6 ЗНС для начинающих контроллеров. К этим ЗНС относятся:
а) деловая этика;
б) умение слушать;
в) использование компьютеризированных баз данных;
г) аналитические способности;
д) глубокое понимание баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
Кроме того, исследование выявило несколько ЗНС, которые станут очень важными в будущем:
а) расчет прибыльности клиента и продукта;
б) оптимизация процессов;
в) оценка деятельности;
г) долгосрочное стратегическое планирование (видение);
д) компьютерные системы и операции.
3. «Counting More, Counting Less: Transformations in the Management Accounting Profession» (1999): Исследование выявило профессиональные области, на которые контроллеры тратят все меньше времени. К этим областям относятся:
- бухгалтерские системы и финансовая отчетность;
- консолидированная отчетность;
- учетная политика;
- краткосрочное бюджетирование;
- учет по проектам;
- отчетность, регламентируемая законодательством.
Области, на которые контроллеры тратят больше времени:
- внутренний консалтинг;
- долгосрочное стратегическое планирование;
- компьютерные системы и операции;
- оптимизация процессов;
- финансовый и экономический анализ.
Факторы, выявленные как наиболее критические для успеха компании в ближайшие три года:
- долгосрочное стратегическое планирование;
- финансовый и экономический анализ;
- прибыльность по продукту и клиенту;
- компьютерные системы и операции;
- оптимизация процессов.
Новейшее комплексное исследование «Accounting Education: Charting the Course Through a Perlious Future» (2000) было выполнено совместно IMA, Американским Институтом Бухгалтеров (AICPA), Американской Ассоциации Бухгалтеров (AAA) и большой консалтинговой пятерки с бюджетом в 350000 долл. США. Руководители исследования Стив Албрехт и Роберт Сэк поставили задачу оценить текущий статус профессии контроллера и бухгалтера, роль образования в формировании профессии, а также выявить, что нужно предпринять для выживания профессии в будущем.
На основе проведенного исследования Албрехт и Сэк выявили следующие рекомендации по выживанию для университетов с бухгалтерскими специализациями:
- С помощью методов стратегического планирования оценить окружающую среду, для которой готовятся специалисты;
- Тщательно проанализировать каждый диплом на предмет соответствия спросу потребителей;
- Тщательно проанализировать учебные планы и содержание курсов;
- Тщательно проанализировать уровень преподавателей в каждом классе;
- Инвестировать в подготовку преподавателей.
Исследование резюмировало, что образование по контроллингу и бухучету должно быть трансформировано в соответствии с рыночным спросом на необходимые ЗНС. Нежелание сделать это может стать роковым.
Заключение
Резюмируя все вышесказанное данной работы можно сделаеть следующие выводы:
1. В настоящее время на многих российских предприятиях существует необходимость в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента – планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение пусть и наиболее продвинутых (и дорогостоящих) программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта. Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.
Данная концепция основана на следующих положениях:
- предприятие является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны;
- его деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей;
- контроллинг выступает интегрирующей и координирующей подсистемой контура управления; он обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.
2. В основе контроллинга лежит система direct-costing, сущность которой заключается в делении затрат на условно-постоянные и условно-переменные и предусматривает учет затрат по усеченной себестоимости. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
3. Задачи контроллинга:
- планирование – определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т.е. превращение целей предприятия в планы;
- управленческий учет (на наш взгляд, ключевой элемент подсистемы контроллинга) – отражение в удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на внутренних пользователей информации, в отличие от учета бухгалтерского или налогового;
- организация потоков информации внутри предприятия;
- мониторинг процессов, проходящих на предприятии, в необходимом временном режиме;
- контроль – оценка свершившегося и соответствия фактических показателей плановым.
4. Весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы.