2. Управленческий учет.
а) Приведение учетной политики предприятия в соответствие требованиям управленческого учета.
б) Разработка методики оперативного учета затрат.
с) Разработка и внедрение системы управленческого учета по продуктам, бизнесам, направлениям деятельности.
3. Организация работы подразделений.
а) Приведение организационной структуры в соответствие целям, задачам и функциям предприятия.
б) Разработка положений об организационной структуре и структурных подразделениях.
в) Разработка должностных инструкций.
г) Разработка системы показателей работы компании - подразделения - сотрудника.
д) Внедрение системы контроля и мотивации персонала.
- Система внутреннего документооборота и отчетности.
- Положение о стимулировании.
4. Разработка системы анализа показателей эффективности работы по подразделениям и по направлениям.
а) Финансовые (экономическая эффективность, финансовая устойчивость, платежеспособность, уровень безубыточности, др.)
б) Работы с клиентами (качество продукта и удовлетворенность покупателя, доля рынка, динамика объемов реализации, цен, текучесть клиентской базы и пр.).
в) Уровня технологии и отражения производственного процесса.
г) Состояния внешней среды ведения бизнеса.
д) Качества персонала.
е) Динамики и тенденции изменения показателей.
ж) Отклонения от плановых показателей и анализ причин отклонений.
5. Организация работы финансово-экономической и контрольно-аналитической служб. Создание контрольно-аналитического подразделения обеспечивающего решение вопросов развития, текущего контроля и предоставления руководству наиболее объективной информации.
6. Автоматизация процессов управления.
а) Планирование доходов и расходов, движения денежных средств.
б) Планирование предстоящих налоговых платежей.
в) Оперативное формирование сводок о текущем состоянии показателей деятельности предприятия.
г) Анализ финансовых показателей за период и план/фактных отклонений.
д) Внутренний документооборот и отчетность.
е) Комплексные и модульные автоматизированные системы управления предприятием, разработанные на платформе «1С:Предприятие 7.7» и полностью интегрированные с системой бухгалтерского учета.
Для решения поставленных задач применяется различные методы, основные методы приведены в [приложении 2.]
Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям:
- области применения – какие задачи помогает решить данный инструмент [см. приложение 3];
- периоду действия – оперативный или стратегический;
Одним из наиболее эффективных в условиях ограниченности ресурсов методов внедрения контроллинга является поэтапное изменение информационных и управляющих потоков предприятия. Его применение означает последовательное проведение ряда шагов, эффективность каждого из которых можно оценить сразу после осуществления.
Здесь условно можно выделить четыре этапа: целеполагание; внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности; внедрение процедур планирования; внедрение процедур и механизмов контроля.
1. Целеполагание. На данной стадии определяются цели внедрения контроллинга на предприятии. Представлен возможный перечень целей.
- Увеличение конкурентоспособности предприятия. В настоящее время эффективные системы учета, анализа и планирования являются важнейшим фактором достижения успеха, что подтверждается объемами продаж крупнейших мировых поставщиков решений в этой области (продукты Oracle, R3 и т.д.). Внедрение подобных систем наряду с отлаженными механизмами поставки и транспортировки увеличивает прибыльность как отдельных корпораций, так и целых отраслей экономики.
- Сокращение времени, необходимого руководству для принятия обоснованных тактических и стратегических решений.
- Повышение качества принимаемых решений.
- Сокращение товарно-материальных запасов на предприятии.
- Выработка обоснованных критериев оценки эффективности подразделений и специалистов.
- Снижение уровня трансакционных издержек.
- Достоверное определение себестоимости каждого отдельного продукта.
- Выделение любых видов затрат по предприятию.
- Упрощение взаимодействия подразделений предприятия.
В зависимости от целей выбирается набор инструментов, которые будут внедряться, и определяются сроки внедрения.
2. Внедрение на предприятии управленческого учета и отчетности. На данной стадии решаются следующие задачи:
- своевременного получения руководством текущей информации о деятельности предприятия (в удобном формате);
- улучшения взаимодействия между подразделениями;
- сокращения времени принятия управленческих решений ввиду уменьшения неопределенности;
- улучшения мотивации сотрудников;
- увеличения выработки;
- снижения трудоемкости операций;
- уменьшения величины запасов и потребности в ресурсах;
- оптимизации использования производственных мощностей;
- оптимизации потребления финансовых, материальных и кадровых ресурсов предприятия.
С этой целью составляется структурная схема предприятия, на которой указываются входящие и выходящие из подразделений информационные потоки, а также базы данных, существующие внутри подразделений. Далее задаются основные требования к системе управленческой отчетности. В частности устанавливаются:
- пользователи различной информации;
- периодичность и формат входящих информационных потоков подразделений. Должен выполняться принцип уменьшения количества предоставляемой информации с движением вверх по иерархической лестнице;
- периодичность и формат выходящих информационных потоков.
Составляются необходимые учетные формы для использования внутри подразделений. Они должны соответствовать следующим установкам:
- изменение регистров учета должно быть вызвано происшедшими событиями;
- все существенные изменения, произошедшие на предприятии, должны быть отражены;
- все изменения должны быть отражены в тот момент, когда они произошли.
3. Внедрение процедур планирования. На данной стадии вырабатывается формат планов и заданий для различных подразделений с привлечением всех уровней руководства. Кроме того, определяются методики составления планов. Планирование должно охватывать ключевые показатели деятельности предприятия, а также сбыт, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек, прибыль, программы инвестиций и финансирования.
Возможная структура системы планов предприятия:
1. Целевые планы:
- материально-вещественные цели – производимые товары и услуги;
- стоимостные цели – финансовый результат, требования по ликвидности, левериджу, обороту и т.п.;
- социальные цели – по отношению к инвесторам, партнерам, персоналу, общественности.
2. Стратегические планы:
- стратегические планы полей бизнеса и функциональные и региональные стратегии;
- план совершенствования организационной структуры и правовой формы предприятия;
- план совершенствования структуры управления.