· система "обеспокоенность ответственных лиц" (Responsible Care);
· всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (Environmental TQM );
· всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
· интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
· менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
· полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
· интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
· система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
· полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
· менеджмент системы качества (Quality System Management).
Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта управления. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.
TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами.
Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.
Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.
Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Это опыт таких известных фирм, как, “Хьюллет-Паккард”, и др. В 80-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:
· заинтересованность руководства высшего звена;
· образование совета по улучшению качества работы;
· вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
· обеспечение коллективного участия ;
· обеспечение индивидуального участия;
· создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
· более полное вовлечение поставщиков;
· обеспечение качества функционирования систем управления;
· разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
· создание системы признания заслуг.
Особенно следует отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.
Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству с мировым именем обратил внимание на важность системы поощрения. Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества.
В 1951 г. было разработано положение о премии Деминга, которая легла в основу модели Всеобщего (тотального) Управления качеством (TQМ). Эта модель предполагает постоянный анализ информации от широкого круга экспертов и новый взгляд на качество. Премия Деминга сыграла большую роль в достижении японского качества. Позднее в США была учреждена премия имени Малкольма Балдрижа (1987 г.). Развитием модели премии М. Балдриджа стала модель Европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и влияние на общество. Более подробно о критериях оценки деятельности в области качества будет сказано ниже.
Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.
Главная целевая установка систем менеджмента качества, построенных на основе международных стандартов ISO серии 9000:2000, - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель.
Популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ГОСТ Р ИСО МЭК 9001-2001, является сертификат на систему менеджмента качества.
В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.
Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000 (ISO 9000), и сертификата на нее является необходимым условием. Поэтому и в России имеются предприятия, внедрившие стандарты ИСО серии 9000 (ISO 9000) и имеющие сертификаты на свои системы качества.
Заключение.
Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства.
Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте, тех. обслуживании.
Высокое качество продукции должно быть заложено в каждый проект и каждый процесс. Стадия исследования и проектирования имеет решающее значение, так как именно в этот момент определяются главные свойства и параметры будущей продукции. Принятые конструкторские и технологические решения определяют характер технологической подготовки производства продукции.